«Теодоры» среди викингов

 

Первые Me 109T - всего 63 штуки -начали поступать в части в конце июля, несмотря на то, что на фронте находи­лись с 1 июня. Машины предназначались для службы в Норвегии, а точнее, в ее южной части, расположенной ближе все­го к берегам Англии. На этом участке дислоцировались две части, предназна­ченные для перевооружения. Jagdgruppe Torndheim и I./JG 77. I./JG 77 была единственной полностью истребительной частью. Группа имела следующую структуру:

 

Stab/JG 77      капитан X. Штрюмпель                  Me 109E         Ставангер

1./JG77          обер-лейтенант X. Карганико         Me 109E         Киркенес

2./JG 77          капитан Э. Бюхель                          Me 109T         Листер

3./JG 77          лейтенант Ф. Мендель                    Me 109T         Гердла

13./JG 77        лейтенант Г. Зенонер                      Me 109T          Сола

 

Всего I./JG 77 располагала 42 «Теодорами», а в составе JGr Torndheim на начало июля имелся 21 «Теодор», из которых большинство было сконцентрировано в пер­вой эскадрилье.

Прежде чем I,/JG 77 приступила к несению службы на новых самолетах, пришлось списать четыре Me 109T, разбитых в ходе тренировок. В авариях погибли два пилота. Еще пять машин получили повреждения.

Первую победу летчики на «Теодо­рах» одержали 15 июня, то есть еще до официального заступления на боевое де­журство. В начале второго часа в районе Сола двое пилотов (лейтенант Глёкнер и лейтенант Винхузен) поднялись в воздух и направились в сторону моря к Ставангеру, где перехватили одиночный «Blenheim Mk IV» из 114-й эскадрильи, который незадолго до того атаковал нор­вежский корабль. Глёкнер первой же оче­редью прошил бомбардировщик, вызвав на борту пожар. Сержант Л. Доус поса­дил машину на воду, где английских пилотов подобрал немецкий гидросамолет. Штурман бомбардировщика погиб во время боя.

Вечером того же дня пилоты I./JG 77 заявили еще один сбитый «Бленхейм», который вероятно принадлежал 235-й эскадрильи. Немецкий пилот сумел по­пасть в бомбардировщик с дистанции 500 метров! Однако английским летчикам удалось уйти от преследования и дотя­нуть до базы на изрешеченном самолете.

Июль начался с неудачи. 2 июля во время патрулирования внезапно пропа­ли с экранов радаров два пилота из 13./JG 77. Самолеты столкнулись и упали в море. В ночь с 4 на 5 июля пилоты I./JG 77 одержали очередную победу. В 40 км к югу от Бергена сбили одиночный «Бленхейм» из 114-й эскадрильи. Еще один самолет был сбит утром следующе­го дня, когда два Me 109T перехватили пару бомбардировщиков из 235-й эскад­рильи, и отправили на морское дно ма­шину взводного офицера Бозема.

7 июля новую победу одержал лейте­нант Глёкнер, который в районе Вестланда сбил «Бленхейм» из 139-й эскадрильи. Следующую победу немцам удалось одержать только через две недели. Анг­личане прекратили налеты, кроме того, воцарилась нелетная погода. Вечером 19 июля пара «мессеров» из I./JG 77 сбила «Гудзон» из 220-й эскадрильи, пилотиро­ванный летным офицером Расселом. 24 июля атака пары «Теодоров» на звено «Бьюфортов» закончилась провалом. Английские бортстрелки срезали один «мессер». Немецкие истребители появи­лись в том районе спустя несколько ми­нут после того, как англичане потопили корабль. Пара Me 109 из 2-й эскадрильи (ведущий лейтенант В. Минц, ведомый унтер-офицер В. Шрамм) атаковали от­делившийся от основной группы англий­ский бомбардировщик, пилотированный сержантом Моррисоном. Бортстрелок хладнокровно подпустил противника бли­же и с дистанции 180 метров открыл огонь по ведущему истребителю (Me 109T-2 W.Nr. 7777, «красная 8»). «Мессершмитт» рухнул в море. Ведомый тут же вышел из боя и поспешил на свой аэродром.

Всего I./JG 77 потеряла в июле пять Me 109T, причем лишь один самолет в результате действий противника. Было сбито четыре бомбардировщика. В авгу­сте ситуация изменилась мало. Немцы сбили над Норвегией семь английских бомбардировщиков, потеряв семь Me 109Т, из них два в результате действий противника.

Уже 5 августа лейтенант Винхузен заявил первую победу, но она не находит подтверждения в английских документах. Это означает, что первую фактическую победу в августе одержал 6 августа лей­тенант А. Якоби. Лейтенант вылетел на перехват английского самолета и быст­ро обнаружил противника по разрывам зенитных снарядов. Противником ока­зался «Гудзон» из 220-й эскадрильи, пи­лотированный взводным офицером Р.С. Джеймсоном. Первым англичанина ата­ковал лейтенант Г. Зенонер, но бортст­релок бомбардировщика разбил очере­дью фонарь самолета, осколок плексиг­ласа попал немецкому летчику в глаз. Зенонер вышел из боя. Его место занял Якоби, который первой же очередью сре­зал англичанина и тот, объятый пламе­нем, рухнул в воду. Спустя пять дней, 11 августа Якоби снова поднялся на пере­хват. На этот раз его ведомым был унтер-офицер X. Шарф. Ведомый как тень сле­довал за Якоби, пока тот обнаружил и сбил «Бленхейм» из 235-й эскадрильи, подтвер­див победу своего шефа. Как и прошлый раз Якоби приблизился к самолету против­ника и выпустил по тому не мене 60 снаря­дов, прежде чем самолет взводного офице­ра У. Ричардса упал в воду.

Следующую победу одержали пило­ты 13./JG 77, которые в районе Ставангера сбили «Гудзон» из 320-й эскадрильи, пилотированный командиром крыла Лангеларом. Пилоты 13-й эскадрильи заявили еще одну победу, но она не по­лучила подтверждения. Наиболее успеш­ным днем августа стало 30 число, когда, вылетев по тревоге, лейтенант К. Хам-мель и фельдфебель Фламм из 2./JG 77 перехватили в 15:00 низколетящие «Гудзоны» из 320-й эскадрильи. Англичане недавно сбросили бомбы на морские цели и шли на базу. Пара «Теодоров» в мол­ниеносной атаке сбила три бомбардиров­щика. Весь вылет занял у немецких пи­лотов не более 15 минут, вернувшись на аэродром немцы заявили две победы.

Успешно действовали летчики I./JG 77 в сентябре. Было одержано несколько побед, которые достались тяжелее, чем раньше. Английские пилоты старались уйти от невыгодных поединков, скрыва­ясь в облаках. А поскольку погода все ухудшалась, бороться с англичанами ста­новилось все труднее.

2 сентября пилоты I./JG 77 заявили два сбитых «Бьюфорта» из 22-й эскадри­льи, но в действительности на базу не вернулся только один самолет. 6 сентяб­ря дежурная пара Me 109 вылетела на перехват трех В-17 из 90-й эскадрильи. Эта часть первой начала применять но­вые американские бомбардировщики над Европой. Англичане шли на высоте 8000 м и немцы их не обнаружили. Учтя этот случай, уже 8 сентября, когда над Норве­гией появилось четыре В-17, немецкие Me 109Т набрали нужную высоту и начали перехват. Бой шел очень тяжело, по­скольку «мессеры» не могли получить нужного перевеса в скорости. Тем не ме­нее лейтенант Якоби, шедший первым, сумел выжать из своего «Теодора» все и за 12 минут непрерывно форсируя двига­тель сблизился с противником на дистан­цию 400 м. В перекрестье прицела он пой­мал В-17 летного офицера Романса. Оче­редь попала в цель. Дав еще несколько очередей, Якоби добил «летающую кре­пость». Бомбардировщик свалился в штопор и через несколько витков взор­вался. Тем временем, в воздух поднялось еще несколько Me 109T. Два немецких самолета не нашли противника. Больше удачи выпало унтер-офицеру К.Х. Вой­ту, который перехватил В-17 командира эскадрильи Мэтисона, командира 90-й эскадрильи, и сбил его. Еще один немец­кий истребитель обстрелял «летающую крепость» сержанта Вудса. Однако добить поврежденный самолет ему не удалось и В-17 разбился при посадке на своем аэродро­ме. Таким образом, I./JG 77 одержала круп­ную победу, сбив четыре еще неотбомбив­шихся бомбардировщика.

До конца месяца I./JG 77 самолетов не сбивала. Всего в сентябре англичане потеряли над Норвегией восемь самоле­тов, из которых четыре стали жертвами I./JG 77. Потери группы составили всего два поврежденных в авариях Me 109T. В октябре список побед пополнился еще шестью английскими самолетами, а по­тери составили три Me 109T. Два из них были повреждены, а третий разбился. Самое лучшее время в этом месяце пока­зала пара лейтенант Хаммель - унтер-офицер Ф. Шютцен, которые в 17:08 вылетели на перехват «Бьюфорта» из 42-й эскадрильи, а в 17:25 уже приземлились на аэродром, успешно выполнив задание. К 1 ноября 1941 года I./JG 77 распо­лагала 34 Me 109T-2, из которых 22 были исправны. Однако английские самолеты очень редко появлялись в зоне ответ­ственности группы, поэтому имевшихся самолетов вполне хватало для патрули­рования района. Часто выпадали нелет­ные дни из-за скверной погоды. Напри­мер, в первой половине ноября за 11 дней немцы только три раза перехватывали английские самолеты, но ни разу не смог­ли победить противника. Англичане не­медленно уходили в облака. За весь но­ябрь англичане потеряли в том районе всего четыре самолета, из которых толь­ко один был сбит «Теодорами». Еще один самолет был сбит огнем зенитной артил­лерии, а два остальных, очевидно, не смогли вернуться на базу из-за аварии или ошибок навигации. Небоевые поте­ри группы были довольно высоки. Два самолета упало в море, а четыре получи­ли повреждения при посадке. Статисти­ка потерь группы снова стала отрица­тельной. Но ненадолго. 27 декабря анг­личане высадили десант в Вагсой. Десант активно поддерживала английская авиа­ция. Немцы оказали англичанам ожесто­ченное сопротивление и сбили 12 само­летов. На счету пилотов I./JG 77 появи­лось пять подтвержденных побед. Первая попытка пары «Теодоров» перехватить четверку «Бленхеймов» закончилась ну­левым результатом. Но уже следующий налет пяти «Бленхеймов» из 110-й эскад­рильи на немецкие суда закончился для англичан поражением. Немецкие истре­бители одного за другим сбили три бом­бардировщика. В числе прочих победы одержали фельдфебель В. Кавляйт на Me 109Е и лейтенант Э. Хаберманн на Me 109Т. Незадолго до этого немцы сбили один «Бьюфайтер» из 234-й эскадрильи и один «Бленхейм» из 254-й эскадрильи. Вто­рую победу одержала пара «Теодоров» из 3./JG 77. Ведущий пары атаковал английс­кий бомбардировщик снизу. Экипаж «Бленхейма» заметил противника только когда их самолет начал падать. Еще один «Бленхейм» получил тяжелые повреждения от огня Me 110. Хотя англичане сумели дотянуть до своего аэродрома, при посад­ке их самолет развалился на части.

Однако кроме 27 декабря работы для «Теодоров» было очень мало. 2 декабря немецкие пилоты сбили «Гудзон» из 320-й эскадрильи, а 4 декабря немцам удалось сбить одиночный разведывательный «Москито» из 1-й эскадрильи. В декабре группа потеряла два Me 109T в результа­те аварий.

На этом первая часть истории Me 109Т заканчивается. 23 декабря поступил приказ передать все «Теодоры» в распо­ряжение кригсмарине. Новые хозяева предполагали провести капитальный ре­монт машин и приспособить их для дей­ствий с авианосца. Приказ выполнялся постепенно в течение двух-трех недель. Группа сдавала несколько «Теодоров», получая взамен «мессеры» других моди­фикаций. Всего JG 77 потерял 16 Me 109Т-2, а еще 21 самолет получил повреж­дения, в том числе серьезные. Всего полк списал более половины «Теодоров», по­лученных в июне. Только три или четы­ре Me 109T получили повреждения в ре­зультате действий противника. Все ос­тальные самолеты получили поврежде­ния в результате аварий (чаще всего вы­ходили из строя двигатели из-за высокой запыленности) и тяжелых погодных ус­ловий. Наибольшее число самолетов по­лучили повреждения из-за резких поры­вов ветра при взлете и посадке.