«Густав» на страже Северного моря

 

В мае 1942 года начался серийный выпуск долго ожидаемой модификации Me 109G - «Густав». Как и «Эмиль», ко­торого первоначально выпускали в двух вариантах, «Густав» также выпускался в двух вариантах: G-1 и G-2. Первый из них был специализированной машиной, имевшей улучшенные высотные характе­ристики. Самолет оснащался ускорите­лем GM 1, а пилон для подвески допол­нительного бака на него не ставили. Это позволяло истребителю развивать ско­рость до 660 км/ч на высоте 6500 м. Для 1942 года это был хороший результат. Для сравнения, стандартный истребитель RAF «Spitfire Mk V» на этой высоте с трудом развивал 600 км/ч.

Первые экземпляры Me 109G-1 на­правляли в три части: две высотные эс­кадрильи JG 26 и в I./JG 1. Последняя из упомянутых частей была довольно моло­дой, на ее оснащении состояли «Фридри­хи» и несколько «Эмилей-7». Первые «Гу­ставы» поступили в группу в мае 1942 года, но освоение этих машин затянулось из-за сложной конструкции герметичес­кой кабины. Первые боевые вылеты груп­па провела в июне. На протяжении не­скольких месяцев активность действий группы постепенно возрастала. Посколь­ку часть занимала позиции на правом фланге системы ПВО Рейха, где против­ник не проявлял большой активности, освоение новой техники шло постепенно и без особых проблем.

Группа имела следующую структуру и командование: Stab/JG 1 (подполков­ник Эрих Микс), 1./JG 1 (обер-лейтенант Герхард Зоммер), 2./JG 1 (капитан Вернер Доленга), 3./JG 1 (обер-лейтенант Пауль Штольте).

Первый «Густав-1» группа потеряла 21 августа, когда в результате аварии раз­бился Me 109G-1 W.Nr. 14052 из 2-й эс­кадрильи. Проблемы с моторами пресле­довали часть до 1943 года. Мотор DB 605 не прощал пилотам малейшего пренебре­жения к себе. В этом убедился унтер-офи­цер Бирманн, который вечером 11 июля начал преследование «Mosquito». В ре­зультате долгой погони он все же сбил англичанина, но .на обратном пути дви­гатель его самолета отказал. В результа­те вынужденной посадки самолет W.Nr. 14049 разрушился на 40%. Спустя всего месяц 1 августа по той же причине упал и полностью разбился Me 109 W.Nr. 14031. Спустя две недели, 14 августа был потерян Me 109G-1 W.Nr. 14149, который пилотировал унтер-офицер Г. Пивоварски из 1./JG 1. 31 июля на старте на 30% разбил Me 109 W.Nr 14056 унтер-офицер О. Гуровски из 2-й эскадрильи.

В июле пилоты I./JG 1 заявили всего четыре победы. В августе было одержа­но пять побед, в том числе две в резуль­тате группового боя с истребителями противника. В ходе этого боя немецкие пилоты заявили два сбитых «Спитфайра». Еще один английский истребитель был сбит пилотом 11-й эскадрильи. Нем­цы в бою потерь не понесли. Победа, за­явленная унтер-офицером Ваймекерсом из экспериментального звена 2-й эскад­рильи не получила подтверждения. В за­дачу экспериментального звена входило испытание радиостанции FuG 16ZY, ко­торая позволяла наводить пилотов на воздушные цели. В тот раз звено перехва­тило по наводке пару «Веллингтонов».

В сентябре пилоты I./JG 1 не одержали ни одной победы, в октябре заявили три в ходе двух боев, в ноябре - одну. Автором этой победы стал лейтенант Кноке, кото­рый заявил один «Москито», сбитый им в районе Гельголанда. В описываемый пери­од группа потеряла шесть Me 109, в том числе три «Густава-1» (два в результате отказа двигателя) и один «Густав-2».

В начале 1943 года ситуация на учас­тке JG 1 в целом и I./JG 1 в частности резко изменилась, когда к боевым дей­ствиям подключились американцы. Если до того времени полк находился на пе­риферии, то в 1943 году очутился в эпи­центре. Летчикам полка пришлось бо­роться с «летающими крепостями». Пер­вый свой вылет 8-я воздушная армия США провела 27 января, используя в том числе 64 В-17. На их перехват вылетели самолеты I./JG 1. Немцы атаковали и наткнулись на мощнейший огонь бортовых стрелков. Это был разгром, какого еще не знала группа. Под огнем крупнокали­берных пулеметов погибло сразу трое пилотов группы. Хотя немцы заявили пять сбитых В-17, одна заявка не прошла подтверждения, но действительные потери американцев составили лишь один бомбар­дировщик. Несколько десятков машин по­лучили повреждения, но все были отремон­тированы и возвращены в строй.

В следующие дни полк продолжал нести потери, что заставляло его ограни­чивать свою деятельность. Тем не менее, I./JG 1 продолжала летать почти исклю­чительно на «Гусавах-1», в том числе на G-1/R2, оснащенных радиостанцией FuG 16ZY. Ситуация изменилась весной, ког­да самолеты Me 109G-1 заменили на Fw 190А. Уцелевшие «мессеры» передали в формирующуюся II./JG 11.