«Голубая линия» в биографии Me 109

 

Весной 1943 года на Восточном фрон­те установилось временное затишье. Одна­ко Советская Армия еще располагала не­которыми резервами, полностью очистив в апреле от противника Предкавказье.

Чтобы размягчить немецкую оборо­ну советские войска предприняли полномасштабные авиационные удары. Очень скоро битва в небе обрела какую-то самостоятельную ценность и превра­тилась в грандиозное сражение, длив­шееся без перерыва в течение двух ме­сяцев. Обе стороны прикладывали от­чаянные усилия для того, чтобы завое­вать господство в воздухе.

Советская сторона к началу операции располагала примерно 800 самолетами, собранными в составе 4-й ВА, 5-й ВА, частях ВВС ЧФ и АД Д. Немцы держали в районе JG 52, в составе которого име­лась только одна свежая группа. Осталь­ные группы полка находились на фронте с января 1943 года. Всего к началу апре­ля полк располагал примерно 80 истре­бителями. Когда советская сторона нача­ла наступление, выяснилось, что имею­щихся сил одного полка явно не хватает. Поэтому 5 апреля приказ перебазиро­ваться в Керчь получил JG 3 «Udet». К вы­полнению приказа приступили в тот же день. III./JG 3 перебазировалась на поле­вой аэродром Керчи IV, a II./JG 3 - на авиационную базу в черте города. При­каз о переброске не касался I./JG 3, кото­рая находилась на территории Рейха на отдыхе и переформировании. Stab/JG 3 с марта уже находился под Анапой. Всего к операции подключилось 76 самолетов: Me 109G-2 (37 штук) и Me 109G-4 (39 штук). Полк имел следующую структуру: Stab/JG 3 (майор В.Д. Вильке, 4 Me 109G-4), II./JG 3 (капитан К. Брендле, 40 Me 109G-2/G-4), III./JG 3 (майор В. Эвальд, 32 Me 109G-2/G-4).

Первый успех полка выпал на долю обер-лейтенанта А. Вальца из штабного звена, который утром 1 апреля заявил одну победу. 5 апреля начались дожди, аэродромы раскисли и самолеты оста­лись на земле. 6 апреля ситуация только усугубилась.

До 15 апреля боевые действия в воз­духе носили ограниченный характер. Тем не менее, 10 апреля пилоты III./JG 3 зая­вили два сбитых ЛаГГа-3.

Резко обострилась обстановка на сле­дующий день. Stab и II./JG 3 всю первую половину дня занимались отражением налетов советской авиации. Первый вы­лет состоялся уже в 5:00, когда пилоты 5-й эскадрильи вступили в бой с группой И-16. Вскоре присоединились самолеты штабного звена полка. Бой длился почти полчаса. По донесениям немецких летчи­ков, они сбили семь самолетов, в том чис­ле четыре победы заявили пилоты 5-й эс­кадрильи.

В 9:30 пара пилотов 4-й эскадрильи, ведомые лейтенантом Вольфом Эттелем, вступили в бой с группой Р-39. Эттель заявил три победы.

В полдень прошла новая стычка. Пара пилотов из штабного звена и не­сколько пилотов из II./JG 3 вступили в бой с пятью ЛаГГами-3. Вальц и Вайк из штабного звена заявили по одной побе­де. Бой длился девять минут. В ее ходе погиб обер-лейтенант Вальц, самолет которого упал в районе Абинской.

Последний бой в тот день имел место в 13:00 и принес II./JG 3 три победы. Обер-лейтенант Г. Фрилингхаус заявил свою 50-ю победу, а лейтенант Вольф Эттель - 70-ю.

На следующий день немецкие пило­ты из II./JG 3 заявили четыре сбитых в одном бою самолета, а 13 апреля - об од­ном. 14 апреля прошло тихо, а 15 апреля бои вспыхнули с новой силой. Накануне советские сухопутные силы перешли в наступление, немцы контратаковали. В воздухе было не менее жарко, чем на зем­ле. Погода внезапно улучшилась и дер­жалась до конца месяца. Всего в апреле из 30 дней 20 были летными, а 2 ограни­ченно летными.

15 апреля, как сказано выше, устано­вилась ясная погода. Обе стороны мас­сированно применяли авиацию. Пилоты JG 3 заявили 26 побед, большинство из которых записали на счет II./JG 3. III./JG 3, которая только подключилась к опе­рации, заявила всего две победы, обе записанные на фельдфебеля Г. Пайффа. Это были его 49-я и 50-я победы. Stab/JG 3 доложил о трех сбитых около 16:30 ЛаГ-Гах-3. В том же бою пилоты II./JG 3 зая­вили пять побед. Всего II-я группа за сут­ки провела четыре боя, наиболее напря­женным выдалось утро с 8:30 до 9:00. За этот период пилоты доложили о семи сбитых самолетах, в том числе трех Ил-2 л трех ЛаГГ-3. Потери группы состави­ли один поврежденный Me 109.

16  апреля снова произошло несколько стычек, но полк в них участвовал ог­раниченно. Поэтому в этот день пилоты II./JG 3 заявили всего семь побед, в том числе шесть в ходе одного боя, имевшего место около 15:00. Две победы записал на свой счет обер-лейтенант И. Киршнер, который тем самым довел свой боевой счет до 80. Пилоты штабного звена зая­вили четыре победы, в том числе три «Аэрокобры» на счету капитана В. Даля. Примерно в то же время о двух сбитых ЛаГГах-3 доложил майор В. Эвальд. Это был единственный успех, одержанный 111-й группой в тот день.

17  апреля события развивались по-другому, если говорить про II./JG 3. Пи­лоты части заявили 13 побед в пяти боях, в то время как III./JG 3 доложила только о двух Илах-2, перехваченных в 9:00. В 15:00 штаб добился трех побед в том же бою II./JG 3 доложила о двух сбитых ис­требителях.

Самая «продуктивная» для полка бит­ва в тот день имела место в районе полу­дня, когда немецкие пилоты заявили шесть сбитых истребителей противника, в том числе пять ЛаГГ-3. Не обошлось без потерь. II./JG 3 потеряла два «Густа­ва» сильно поврежденными, в том числе один в результате действий противника.

18  апреля напряжение ослабло. В че­тырех боях полк «Udet» заявил только пять побед. Все на счету II./JG 3, по две победы заявили Киршнер и Эттель. В одном из боев с Р-39 в районе Новорос­сийска был сбит и погиб унтер-офицер Ганс Пабст.

19 апреля дела пошли удачно. В двух боях II./JG 3 добилась сразу 12 побед. Советские истребители не смогли перехватить «мессеры» и те прорвались к штурмовикам. Уже до полудня полк заявил восемь сбитых Илов-2. Пилоты Фишер и Фёрг нарвались на огонь советс­кой зенитной артиллерии, их самолеты получили повреждения.

Апогея кампания достигла 20 апреля, когда немцы провели налет на Малую Землю. Разгорелась напряженная битва, так как советская сторона подтянула на тот участок фронта до 300 новых истре­бителей в составе трех корпусов и двух дивизий РГК. Благодаря этому шагу в районе Кубани Советская Армия распо­лагала уже тысячей самолетов, а несколь­ко дней спустя их число возросло еще на 200 машин. Более половины всех сил со­ставляли истребители. Немцы располага­ли в том районе всего 150 истребителями.

20 апреля JG 3 заявил в общей слож­ности 43 победы, потеряв три Me 109, еще два самолета получили повреждения. Два «мессера» были сбиты советскими пило­тами, а один получил повреждения во время бомбардировки Анапы. Тяжелым ударом для полка стала потеря пилота Адольфа фон Гордона из штабного зве­на III./JG 3, который нарвался на очередь стрелка-радиста Ил-2. Героями дня ста­ли фельдфебель Э. Цильбер и фельдфе­бель А. Зурау, которые заявили по три победы. Но всех обскакал обер-лейтенант Киршнер, который записал на свой счет сразу восемь самолетов, главным обра­зом ЛаГГ-3 и Ил-2.

Кульминацией дня стал перехват группы советских бомбардировщиков «Бостон», сопровождаемых истребителя­ми ЛаГГ-3 и Ла-5. В ходе боя немцы зая­вили 13 побед.

В последующие пять дней напряжен­ность боев постепенно уменьшалась. Снова ухудшилась погода. 21 апреля П./ JG 3 заявила всего четыре победы, одер­жанных в двух боях, потеряв при этом лейтенанта Мюрре. В 11:00 пилоты груп­пы перехватили группу штурмовиков и заявили три победы. К этому бою присо­единился Г. Вайк из Stab/JG 3 и доложил о еще двух сбитых Илах-2, доведя число своих побед до 10. Это была последняя победа штаба полка, который вскоре сня­ли с фронта и отправили в Рейх к 1./JG 3.

Следующий день принес удачу Эттелю, который заявил четыре победы из шести, одержанных II./JG 3. 23 апреля четыре победы заявил Киршнер, снова вернув себе первое место в списке асов полка. В тот день II./JG 3 доложила всего о 20 победах, в том числе о девяти сби­тых ЛаГГ-3. Три ЛаГГа записал на свой счет Вольф Эттель. III./JG 3 за сутки одер­жала три победы.

24 апреля пилотам II./JG 3 удалось перехватить группу Илов-2, сопровожда­емых И-16. Немцы связали истребители боем и прорвались к штурмовикам. Все­го было заявлено семь побед, в том чис­ле шесть над Илами. Пилот фон Боремски из III./JG 3 в тот день принес своей группе две победы.

Это были последние успехи полка на Кубани, поскольку на следующий день Советская Армия прорвала фронт, создав угрозу окружения Керчи. Полк пришлось отвести. 25 и 26 апреля II./JG 3 одержал только пять побед, в том чис­ле четыре над Ла-5.

Ситуация обострилась 27 апреля, ког­да полку пришлось вести три боя, заявив девять побед. Самым результативным оказался бой, имевший место в 17:30. Немцы доложили о шести сбитых маши­нах, в том числе Киршнер - о четырех, доведя свой боевой счет до 100 побед.

На следующий день четыре из 15 по­бед своей группы одержал Эттель, также перешагнув за порог в 100 побед. Этот очевидный спор двух летчиков наводит на сомнения относительно их реальных успехов. Все сбитые в тот день советские самолеты оказались истребителями: де­вять ЛаГГ-3 и шесть Як-1. К бомбарди­ровщикам и штурмовикам прорваться немцам не удалось. По данным советской стороны в тот день было потеряно 18 ис­требителей из 4-й ВА, что, учитывая небоевые потери, потери от огня зенитной артиллерии и другие причины, дает со­мнениям твердую почву.

Почти по тому же сценарию развива­лись события на следующий день, когда советская сторона предприняла новый штурм «Голубой линии». В трех боях, имевших место до полудня, II./JG 3 зая­вила 23 победы, в том числе две над Пе-2 (идентифицированных как Як-4), одну над Ил-2, а остальные над ЛаГГами-3 и Яками-1. Майор Курт Брендле из штаба полка заявил четыре победы в ходе одного боя. Обер-лейтенант И. Киршнер снова вырвался вперед, так­же заявив четыре победы: два ЛаГГ-3 и два Як-1. В описываемый период полк боевых потерь не нес.

30 апреля полк одержал только две победы. 1 и 2 мая погода испортилась и самолеты остались на земле. Тем време­нем поступил приказ перебазироваться под Харьков. В результате две группы были сняты с фронта.

Но не на долго. Когда в первой дека­де мая Советская Армия возобновила наступление на Кубани, погода проясни­лась. II./JG 3 в спешном порядке была снова возвращена на прежний аэродром, где оставалась на протяжении трех сле­дующих недель. Из 31 майского дня лет­ными оказались 26, а два ограниченно летными. Ничего не мешало двух противоборствующим сторонам выяснить отношения в воздухе.

II./JG 3 снова включилась в битву т» Кубани 7 мая. Во второй половине дня группа провела два боя, заявив семь по­бед. На следующий день вылеты продол­жались все светлое время суток, было за­явлено 30 побед. Потерь группа по-пре­жнему не несла. Всего за сутки произош­ло шесть воздушных боев, в ходе одного из них пилоты заявили половину от всех дневных достижений. Киршнер заявил уже семь побед, одержанных в ходе че­тырех боев. На протяжении дня пилоты полка заявили шесть сбитых «Спитфайров», в том числе три в утреннем бою, который 6-я эскадрилья вела в период между 7:50 и 8:00. 9 мая пилоты II./JG 3 заявили 14 побед, потеряв одного пило­та, который попал в плен после боя в рай­оне Крымской, где немцы попытались перехватить группу «Бостонов», сопро­вождаемых Ла-5.

10  мая результат повторился. Как и следовало ожидать, отличился Эттель, который в двух боях заявил пять побед: три над ЛаГГ-3 и два над Як-1. Киршнер не дал себя обогнать, заявив три победы (Ил-2, Як-1, «Спитфайр»). Потерь полк не понес, но во время бомбардировки Анапы получил повреждения один Me 109G.

11 мая группа одержала 9 побед в ходе пяти боев (снова почти только истреби­тели), на следующий день была одержа­на единственная победа.

13 мая состоялся только один бой -групповой, в ходе которого было заявле­но четыре победы. На следующий день -пять побед, а 15 мая - только одна побе­да. Ее одержал унтер-офицер Хорст Людтке, который в 11:15 доложил о сбитом Ла-5 - 13-й победе на своем счету.

Несмотря на то, что бои вдоль «Го­лубой линии» еще продолжались, груп­пу снова сняли с фронта и отправили на север. За время своего второго тура на Кубани II./JG 3 заявила 87 побед, поте­ряв четыре самолета: два безвозвратно и два поврежденными. Всего за апрель-май 1943 года полк «Udet» заявил 344 сбитых самолета противника, потеряв 13 Me 109 безвозвратно и 18 из-за повреждений. Только шесть самолетов было потеряно в результате действий противника.