Me 109 в обороне Плоешти

 

В конце 1943 года командование люф­тваффе решило снять с фронта I./JG 4 и использовать группу для обороны нефтя­ных месторождений в районе Плоешти, Румыния. Первое время группа бездель­ничала, проводя время в тренировочных полетах. К началу ноября 1943 года на базу Мизил в районе Плоешти прибыла опытная III./JG 77, которая должна была провести там отдых, в то время как I./JG 4 планировалось использовать более ак­тивно. 8 октября III./JG 77 закончила пе­ребазирование в Мизил. Группа распола­гала 47 уже довольно неновых Me 109G-2 и G-6. Особенно изношенными были «Густавы-2», которые находились в строю уже около года и постоянно испы­тывали проблемы с двигателями. В ито­ге, самолеты группы явно не годились для боевого применения, а учить на них мо­лодых пилотов было просто опасно.

В первой декаде ноября группа име­ла следующую структуру и командова­ние: Stab III./JG 77 (обер-лейтенант Г. Зекель), 7./JG 77 (обер-лейтенант Э. Низе), 8./JG 77 (лейтенант Л. Бауманн), 9./JG 77 (обер-лейтенант В. Эрнст).

Обер-лейтенант Зекель был только номинальным командиром группы. На­стоящим командиром был майор К. Уббен, который, воспользовавшись затишь­ем, взял отпуск. Тоже в отпуске находил­ся и командир 8-й эскадрильи.

Прибыв в Мизил группа приступила к полетам, осваиваясь на новой местности, запоминая ориентиры. Уже в первую неде­лю пребывания в Румынии, III./JG 77 по­теряла два Me 109G-2 поврежденными, еще один самолет разбился. Повреждения по­лучил и один Fw 44. В следующем месяце повреждения получили четыре Me 109, в том числе три. G-2, вышедшие из строя в течение одного дня интенсивных полетов.

В январе 1944 года погода улучши­лась, полеты участились, что сразу ска­залось на уровне потерь. Было повреж­дено пять самолетов за пять дней. В этом месяце группа имела первый контакт с противником. На высоте 11000 метров прошел разведчик. Немцы вылетели на перехват, хотя на такой высоте «мессеры» едва держались в воздухе, а пилоты про­мерзали до костей. Несмотря на все ге­роические усилия разведчик не удалось даже обнаружить.

В конце марта 1944 года над Румы­нией разошлись облака. По приказу ге­нерала Эйзенхауэра американская 15-я воздушная армия начала челночные на­леты на Бухарест и Плоешти.

К моменту первого налета, имевшего место 4 апреля, III./JG 77 потеряла десять Me 109 поврежденными и разбитыми в результате аварий. На 30 марта группа располагала 47 Me 109, главным образом G-6 и несколько G-2. Летало 37 самоле­тов, то есть 76% от общей численности. Группе не хватало до штатной численно­сти семи самолетов. Из 56 положенных по штатам пилотов летный состав груп­пы насчитывал только 34 человека.

4 апреля 1944 года экипажи 15-й воз­душной армии силами 350 тяжелых бом­бардировщиков, сопровождаемых 119 Р-38, провели налет на Бухарест. Целью американцев была система железных до­рог, что автоматически ударило не толь­ко по военным, но и по гражданскому населению.

Государства Оси, имевшие в этом районе войска - Болгария, Румыния и Германия - отправили на перехват все имеющиеся истребители. Было заявлено, что истребители и зенитчики сбили 44 самолета противника, но в действитель­ности американцы потеряли только десять В-24, то есть около 3% от общего числа машин. Бортовые стрелки заявили 50 сбитых фашистских истребителей, за­высив действительные результаты в пять раз. Обе стороны официально были удов­летворены результатами боя.

III./JG 77 поднялась в воздух на пере­хват в 13:20 в полном составе, плюс дюжи­на пилотов «Wilde Sau» из 10./JG 301. На­брав высоту 5000 метров, немцы наткну­лись на один из отрядов противника, в ко­тором насчитали до 40 В-24. В действитель­ности численность формации составляла только 28 бомбардировщиков из 449 BG. Из-за плохой видимости эта группа отко­лолась от основных сил и потеряла ис­требителей сопровождения, но продол­жала двигаться к цели. Немцы атаковали и в скоротечном бою заявили 11 сби­тых «Либерейторов», потеряв шесть са­молетов поврежденными. В действитель­ности 449-я группа потеряла семь машин. Бортстрелки заявили множество побед, но в действительности им удалось сбить только один Me 109 из 10./JG 301.

Среди немецких пилотов успешнее других действовал капитан Эмиль Омерт, новый командир группы, который бук­вально накануне принял командование. На его счету появились две победы над В-24: 67-я и 68-я.

5 апреля американцы провели следу­ющий налет силами 95 В-17 и 135 В-24. Целью налета были нефтяные месторож­дения Плоешти. Фашисты подняли в небо буквально все боеспособные истребители и заявили 50 побед. Американцы сбросили на цель 558 тонн бомб, устано­вив тем самым сценарий всех последую­щих налетов: заход на цель, воздушный бой с истребителями противника, стира­ние цели с лица земли, поворот на базу. Действительные потери американцев в том вылете составили 13 самолетов. Нем­цы потеряли 8 истребителей, еще 14 по­лучили повреждения. Активно в бою дей­ствовали румыны - 34 победы. Зенитная артиллерия доложила о 17 сбитых само­летах. Пилоты II./JG 51 и III./JG 77 зая­вили семь и восемь побед, соответствен­но. Наиболее тяжелые потери среди аме­риканских частей понесла 451-я бомбар­дировочная группа, которая потеряла над Румынией пять из 85 машин.

Бой проходил в районе Плоешти на высоте 7000 метров. Как и прежде груп­пу поддерживали самолеты 10./JG 301, что стало обычным делом в дальнейшем. Пилоты части заявили 11 побед, но три не получили подтверждения. Лучше дру­гих действовал обер-лейтенант Эрнст, который одержал свои 27-ю и 28-ю побе­ды. Потери были также велики. Семь Me 109 было сбито, а шесть получили по­вреждения. Погибли два пилота, в том числе обер-лейтенант Н. Костлер, коман­дир 8-й эскадрильи. Освободившееся ме­сто занял капитан Г. Гёдерт.

После длительного перерыва амери­канцы появились над Румынией 15 апре­ля. Большая группа В-24 бомбила Пло­ешти, а В-17 сбросили бомбы на Буха­рест. Обе группы имели целью поразить железнодорожные узлы. Немцы, как обычно, подняли в воздух все истребите­ли, в том числе III./JG 77. Немецкие пи­лоты атаковали противника на высоте 5000 метров. Это означает, что американ­цы не предполагали встретить на этот раз противодействие. Бой имел место в пол­день, севернее Бухареста и длился около часа. Пилоты III./JG 77 заявили 13 побед, из которых три не получили подтверж­дения. Еще три бомбардировщика заяви­ли пилоты других частей, а семь - румы­ны и зенитчики. В действительности 15-я воздушная армия потеряла в тот день восемь самолетов, в то время как потери люфтваффе составили шесть сбитых и пять поврежденных истребителей. III./JG 77 потерь не понесла, но в 10./JG 301 по­теряли пять истребителей, в том числе два поврежденных.

Еще выше потери были на следующий день, когда два вылета по тревоге оказа­лись безрезультатными, а группа потеря­ла три самолета в авариях: два разбились, один получил повреждения.

Почти через неделю американцы по­вторили налет. Снова, это становилось традицией, они показались над целью в полдень. Немцы вылетели на перехват без малого сотни В-17. Но бомбардировщи­ки имели надежное прикрытие в виде от­ряда «Мустангов» из 31 FG. Американ­цы перехватили немцев и в бою заявили 13 уверенных и 17 вероятных побед. Дей­ствия американских истребителей оказа­лись эффективными. Строй III./JG 77 рас­сыпался и прорваться к бомбардировщи­кам «мессеры» не смогли. Едва выйдя из боя, немцы наткнулись на другой отряд американцев, состоявший из более чем 100 В-24 из 304 BW. Немцы атаковали и эти бомбардировщики, заявив четыре победы. Всего страны Оси заявили 19 побед, но в действительности американ­цы потеряли 8 В-24 и четыре истребите­ля, в том числе три Р-51. Пилоты III./JG 77 доложили о трех сбитых Р-51, что точ­но соответствует потерям 31 FG. Потери группы составили семь Me 109 плюс два поврежденных. Погибло два пилота, а трое было ранено. Американские истре­бители доложили о 23 победах, а бортст­релки «настреляли» 35 «мессеров». Из пилотов III./JG 77 лучше всего действо­вал новый командир 8-й эскадрильи, ка­питан Гёдерт, который сбил один В-24 и один Р-51.

Трагически для группы закончилось 24 апреля, когда американцы бомбили Румынию силами 520 тяжелых бомбарди­ровщиков. Как обычно, целями амери­канцев стали Бухарест и Плоешти. III./JG 77 попыталась перехватить эту армаду и в ходе долгого боя заявила шесть побед, из которых две одержал унтер-офицер Олейничак. На базу не вернулись два Me 109, а еще три машины получили повреж­дения. Один пилот погиб, а другой был ранен. Погибшим пилотом был коман­дир группы, капитан Эмиль Омерт, один из лучших асов люфтваффе.

5 мая 15-я воздушная армия снова посетила края отважного графа Дракулы, на этот раз силами 485 бомбардиров­щиков. В полдень немецкие истребители перехватили американцев, завязав бой. Американцы потеряли 19 бомбардиров­щиков и три истребителя, немцы - пять истребителей. Успех немцев был тем бо­лее заметен, что на этот раз бой продлил­ся всего 40 минут. Героями дня стали пи­лоты III./JG 77, которые заявили 16 по­бед, три из которых не получили утверж­дения в Abschusskommision. Десять сби­тых В-24 составили половину от резуль­татов всей ПВО в тот день. Румыны и зе­нитчики заявили по 15 побед. Героями дня были обер-фельдфебель Пихлер, обер-фельдфебель Хаклер и унтер-офи­цер Бёттнер, которые заявили по две по­беды. Самолет Карла Хайнца Бёттнера получил попадание в двигатель и был поврежден при вынужденной посадке. Среди жертв III./JG 77 значатся и два «Мустанга» из 31 FG.

Если 5 мая результаты боя можно оценить как успешные, то 6 мая немцев ожидал провал. В тот день III./JG 77 пы­талась перехватить 300 американских бомбардировщиков, сопровождаемых 100 Р-38 из трех частей 15-й воздушной армии. Перехват состоялся в 11:00 на высоте 6000 м, но результаты были ма­лоутешительными. Немецкие пилоты за­явили всего одну победу, потеряв один истребитель, а еще один «мессер» был по­врежден. Две другие истребительные час­ти - II./JG 51 и II./JG 301 - заявили еще три победы, а зенитчики - четыре. Румыны за­явили 15 побед, в то время как американ­цы в тот день потеряли всего 4 В-24.

7 мая оказалось еще менее удачным днем. В тот день американцы бомбили Бухарест силами 420 бомбардировщиков. Фашисты заявили 14 побед: (немцы че­тыре, зенитчики два В-24, румыны ос­тальные), в то время как американцы по­теряли всего пять самолетов, из них лишь два над Румынией.

Полоса неудач для III./JG 77 закон­чилась полным фиаско, поскольку груп­па наткнулась на плотную оборону, со­ставленную многочисленными Р-38 из 14 FG. В течение 30 минут шла свалка, на которую целиком уши все силы, бензин и патроны группы. В результате немцам удалось заявить три Р-38, которые записали на счета молодых пилотов. В дей­ствительности американцы потеряли только один «Лайтнинг», заявив, в свою очередь, девять побед. Действительные потери немцев - один Me 109 сбит, дру­гой поврежден.

18 мая состоялся новый налет на Пло­ешти, в котором участвовало сразу 700 бомбардировщиков. Из них лишь 206 смогло пройти сквозь тучи и выйти к цели. Несмотря на плохую погоду нем­цы подняли брошенную рукавицу. На этот раз немцы обнаружили группу из 33 бомбардировщиков, сопровождаемую несколькими десятками истребителей Р-38. Бой начался в 11:00 на высоте 6000 метров. Немцы заявили семь сбитых В-17 и три Р-38, потеряв четыре Me 109 и одно­го пилота. Другой пилот получил ранение, а один «мессер» был поврежден. Показали себя лейтенант Троваль и унтер-офицер Розенберг. Они стали асами, причем Тровалю пришлось одержать две победы.

Другие части люфтваффе - часть JG 52, II./JG 51, II./JG 301 и присоединившаяся к ним накануне I./JG 52 - суммарно зая­вили девять сбитых бомбардировщиков. Фактические потери американцев в тот день составили 14 бомбардировщиков и два Р-38 из 1 FG и 14 FG. Американские пилоты заявили 14 побед, что точно со­ответствует потерям немецкой стороны.

Результаты 18 мая повторились 31 мая, когда 480 В-17 и В-24 в сопровожде­нии 250 Р-38 снова «навестили» Плоешти. Немцы подняли в небо лишь часть имеющихся самолетов, что, впрочем, не отразилось на результатах. В бою уча­ствовали машины из III./JG 77, которые уже в 10:00 перехватили противника се­вернее Бухареста. Истребители сопро­вождения оказались захвачены врасплох и пропустили немцев к бомбардировщи­кам. Но развить успех немцы не успели, так как опомнившиеся американцы про­вели контратаку. Сначала строй немцев оказался рассеян стремительным ударом «Мустангов», а затем в бой втянулись «Лайтнинги». Началась 40-минутная свалка, в которой увязли почти все «мес­серы». Лишь несколько самолетов суме­ло атаковать бомбардировщики, но и их быстро нейтрализовали американские истребители. Всего американские истре­бители заявили о 21 сбитом самолете, еще 19 сбитых насчитали бортстрелки. Этот удар приняли на себя пилоты III./JG 77 и связанной с ним 10./JG 301. На базу не вернулось десять «мессеров», из которых восемь было сбито в бою. Еще два Me 109 получили повреждения, четверо пилотов погибло, четверо других было ранено. Действительные потери американцев шесть машин.

Всего американцы в Румынии поте­ряли за день 19 самолетов, в том числе 15 бомбардировщиков, два Р-51 и два Р-38. Немцы заявили 22 сбитых бомбардиров­щика и пять истребителей в том числе четыре Р-38. Умело действовал лейтенант Ренцов, который сумел за десять минут боя заявить три сбитых истребителя фир­мы Lockheed. Затем на хвост его Me 109 сел «Мустанг» и прицельной очередью сбил немецкого пилота, жизнь которому спас парашют.

В самом начале боя, вскоре после того, как Ренцов заявил первую победу, еще одного Р-38 сбил фельдфебель Килинг. Тем временем группа потеряла лей­тенанта Троваля из штабного звена груп­пы. Среди жертв американских пилотов оказался и командир 8-й эскадрильи, ка­питан Гельмут Гёдерт, который успел сбить В-24, прежде чем получил тяжелое ранение. На его место вскоре назначили обер-лейтенанта И. Клебера.

Почти три недели царило затишье. Но затем для III./JG 77 начались тяжелые дни. К началу июня группа располагала 31 Me 109, в том числе летало 28 «Густа-вов-6». Аналогичная ситуация наблюда­лась и в других группах. 6 июня 15-я воз­душная армия провела новый налет, в котором участвовало 670 тяжелых бом­бардировщиков в сопровождении почти 400 истребителей. Не трудно догадаться о том, что немцы практически ничего не смогли противопоставить такой армаде. В 9:00 против одной из групп немцы бро­сили все свои силы, в том числе и III./JG 77. Но все «мессеры» утонули в море аме­риканских машин. Немцы смогли сбить всего лишь семь бомбардировщиков, зе­нитчики к этому числу добавили еще пять. В тот день данные немцев и амери­канцев полностью совпали.

III./JG 77 в тот день не одержала ни одной победы, но потеряла два «мессе­ра», еще четыре самолета получили по­вреждения. Другие группы потеряли один самолет сбитым и два поврежден­ными, заявив восемь бомбардировщиков и два Р-51. Среди сбитых пилотов III./JG 77 оказался командир группы, капитан Карл Брезошек, который к тому же по­лучил ранения. На его место выдвинули обер-лейтенанта Эрхарда Низе. Именно под его командованием 10 июня группа одержала крупный успех. Во многом это­му успеху немцы обязаны многочислен­ным ошибкам американских летчиков. Эта победа позволила поднять пошатнув­шийся было боевой дух летчиков.

В тот день службы раннего оповеще­ния проморгали противника, и сигнал тревоги поступил в штаб группы лишь в 8:00. Однако часть мгновенно прореаги­ровала, и в воздух поднялись все маши­ны группы. Через 40 минут полета нем­цы обнаружили врага. Как выяснилось, это были 94 самолета из 1 и 82 FG, шед­шие на юго-запад на небольшой высоте. К тому времени американские бомбарди­ровщики уже отбомбились и легли на обратный курс. Немцы в этот момент держали в воздухе около 80 истребителей. На первый взгляд силы были равны, но американцы уже израсходовали много топлива, а впереди еще была дальняя об­ратная дорога. Тем не менее, американ­цы около 30 минут вели бой. Но инициа­тива находилась целиком в руках немцев. Пилоты III./JG 77 атаковали пассивного противника, сбив 11 самолетов без по­терь со своей стороны. Другие части зая­вили еще десять побед, потеряв один Me 109 и еще один самолет получил повреж­дения. 1 FG потеряла 14 истребителей, а 82 FG - восемь. Это не помешало амери­канцам заявить 33 победы! Среди пило­тов III./JG 77 отличился обер-фельдфебель Шмиц, который записал свои 29-ю и 30-ю победы.

Тот же результат Шмиц показал и на следующий день, отбивая обычный налет 15-й воздушной армии. Уже лейтенант Шмиц заявил два сбитых В-24. Всего группа заявила 19 побед, в том числе де­вять бомбардировщиков. В действитель­ности американцы потеряли 12 самоле­тов, в том числе 9 бомбардировщиков. Эти потери составили 1,7% от численно­сти ударной группировки! Один из бом­бардировщиков был сбит унтер-офице­ром Твитмайером рано утром. III./JG 77 с двумя группами JG 52 перехватила возвращавшуюся из Советского Союза группу В-17, шедшую в Италию. Немец­кую атаку на В-17 отразили истребите­ли сопровождения - «Мустанги» из 325 FG. Американские пилоты доложили о трех победах, прежде чем в бой вступи­ли самолеты JG 52. Немцы со своей сто­роны заявили три сбитых В-17, но американцы подтвердили потерю лишь од­ного самолета.

Через две недели 15-я воздушная ар­мия снова нанесла удар. 750 бомбарди­ровщиков в несколько волн висели над Плоешти, сбрасывая бомбы без какого-либо сопротивления со стороны немцев. Хотя вечером 23 июня потери американ­цев оценивались в 18 самолетов, в дей­ствительности было сбито девять бом­бардировщиков и шесть истребителей. Шесть сбитых бомбардировщиков было из первого эшелона, насчитывавшего 139 машин. Эти самолеты бомбили Плоеш­ти уже утром. На протяжении дня III./JG 77 добилась всего одной победы, в то вре­мя как 10./JG 301 потеряла два Me 109, а еще два самолета получили повреждения.

На следующий день сценарий повто­рился. Утром налетело 135 бомбардиров­щиков в сопровождении трех групп «Лайтнингов» и «Мустангов». Немцы безус­пешно пытались прорвать оборону. Пи­лоты III./JG 77 обнаружили на высоте 7500 метров один отряд бомбардировщи­ков, шедший без охранения. Без потерь для себя пилоты заявили четыре сбитых «Либерейтора». III./JG 77 обошлась без потерь, но это обернулось дополнительной кровью для JG 52. За целый день боев нем­цы заявили 23 победы, в то время как дей­ствительные потери американцев состави­ли 16 машин. Американские пилоты доло­жили о 14 сбитых самолетах противника.

28 июня американцы повторили на­лет на Бухарест, снова понеся незначи­тельные потери, что, вероятно, было ре­зультатом формирования 25 июня Gefechtsverband Harder - импровизиро­ванной авиационной части, собранной на базе I./JG 53 и возглавленной майором И. Хардером. Ему подчинили все находящи­еся в Румынии истребительные части люфтваффе, в том числе и III./JG 77 - все­го 13 эскадрилий, насчитывавших 120 самолетов. Спустя несколько дней четыре эскадрильи перебросили на другие участки фронта.

На этот раз немцам удалось сбить три из 228 тяжелых бомбардировщиков. III./ JG 77 вела бой с противником на высоте 6500 метров. Группа сделала два боевых захода на бомбардировщики, заявив в ходе их четыре победы, прежде чем по­доспевшие «Мустанги» не рассеяли строй немцев. Американцы заявили 20 сбитых машин, но немцы потеряли 13 плюс пять поврежденных, среди которых оказалось и шесть машин III./JG 77. В свою очередь немцы заявили 12 сбитых бомбардиров­щиков и три Р-51, завысив свой резуль­тат пятикратно.

3 июля американцы снова бомбили Румынию силами 600 бомбардировщи­ков. В списке целей значились и аэродро­мы на территории Румынии и Югосла­вии. III./JG 77 на высоте 6000 метров ата­ковала противника к западу от Бухарес­та. Несмотря на противодействие истре­бителей противника и понесенные поте­ри, пилоты группы прорвались к бомбар­дировщикам и заявили победу над че­тырьмя или пятью «Либерейторами». Тут снова «Мустанги» навязали бой. За 20 минут немецкие пилоты одержали 13 по­бед, в том числе над двумя Р-51. Героем боя стал обер-фельдфебель Пихлер, ко­торый заявил победу над тремя В-24, в том числе над двумя в ходе одного бое­вого захода. Но все заявки немецких пи­лотов не находят подтверждения в аме­риканских документах. 15-я воздушная армия в тот день потеряла десять бом­бардировщиков, в то время как немцы на­зывали итоговую цифру 19 машин. На базу не вернулось пять Me 109, а еще три полу­чили повреждения, в то время как пилоты 31 и 325 FG заявили как раз восемь побед.

Гораздо эффективнее пилоты III./JG 77 действовали 4 июля. К тому времени группа располагала всего 20 машинами, из которых могло летать не более дюжины. Для сравнения, штатная численность группы из четырех эскадрилий составля­ла 68 машин, а в сокращенном варианте - 52. Несмотря на тяжелое положение с материальной частью, немецкие пилоты продолжали оборонять Плоешти. В бою летчики заявили семь сбитых самолетов, в том числе один В-17. В действительно­сти американцы потеряли пять машин. Потери группы в бою с Р-51 составили два «Мессершмитта»: один сбитый, дру­гой поврежденный. Несколько лучше развивались события 15 июля, когда группа вылетела на перехват 600 амери­канских бомбардировщиков. В тот день 15-я воздушная армия потеряла сразу 20 машин, из них восемь над Румынией, но эти результаты были получены главным обра­зом зенитчиками. В тот день III./JG 77 всту­пила в бой в 12:00 в районе Турну-Северин и заявила шесть побед. Две победы доста­лись обер-фельдфебелю Пихлеру (49-я и 50-я), а 5-ю победу одержал фельдфебель Рёсснер. Группа потеряла два Me 109, еще не­сколько машин получили попадания. 8-я эскадрилья потеряла лейтенанта Ф. Троваля, а все остальные машины эскадрильи получили повреждения.

Это был первый вылет группы без довеска 10./JG 301, которую за неделю до того отправили в Германию. При этом эскадрилья не оставила, как это обычно практиковалось, своих истребителей, но полетела своим ходом. Поэтому число самолетов, остававшихся.в распоряжении капитана Брезошека, заметно уменьши­лось. Если 1 июля группа располагала 35 Me 109G-6 (из них собственно группы 23 самолета), то в последний день месяца их число сократилось до 14, несмотря на то, что за этот период группа получила по­полнение в виде 24 машин. Потери дос­тигли 147% штатной численности, при этом почти все самолеты были потеряны в результате действий противника. Вско­ре группу пришлось переформировать, оставив в ней только две эскадрильи (7-ю и 8-ю), но это было латание дыр. Не­смотря на слабость, 22 июля GV Harder сумела перехватить одно крыло «Литераторов», шедших на Плоешти. Из 458 самолетов американцы потеряли 12 В-24, в то время как немцы заявили 23-24 по­беды над четырехмоторными самолета­ми. Пять из этих наполовину виртуаль­ных побед записали на свой счет пилоты III./JG 77. Унтер-офицер Бюттнер одер­жал свою пятую победу. Кроме того, нем­цы сбили два Р-38 из пяти, потерянных американцами во время вылета. Потери группы составили два самолета сбитых и три поврежденных. В целом, 22 июля оказался неплохим днем, особенно если его сравнивать с 28 июля. В тот день в 10:15 группа из почти 20 Me 109G-6 пе­рехватила северо-западнее Бухареста от­ряд американцев и атаковала его. В не­скольких атаках немцы заявили четыре победы над В-24. В это время «Мустан­ги» сломили сопротивление I./JG 53 и переключились на III/JG 77. Всего груп­па потеряла пять Me 109, еще три само­лета получили повреждения. Двое пило­тов погибло, четверо было ранено, в том числе трое тяжело. В группе практичес­ки не осталось летного состава. Среди раненных оказались три аса: лейтенант Г. Шмиц, который был сбит во время ата­ки на «Либерейтор», обер-фельдфебель Пихлер, и свежеиспеченный ас унтер-офицер Бюттнер. Унтер-офицер Бётнер в тяжелых условиях сумел сбить два В-24, а унтер-офицер Килиан - одного. Это была его пятая победа. Итоговые результаты оказались в пользу немцев, но опять дело спасла зенитная артиллерия. Американцы потеряли 20 бомбардировщиков и три Р-51, в то время как немцы семь Me 109 плюс еще четыре машины были повреждены.

Но это все были пустяки по сравне­нию с тем, что случилось в последний день июля. Совершенно ничего не уда­лось противопоставить очередному нале­ту 360 В-24 из 49 и 304 BW, поскольку все истребители увязли в сражении с «Мус­тангами». III./JG 77 подняла в воздух 15 машин - все что могло летать, что соста­вило половину от всех самолетов, участвовавших в перехвате. Еще 20 самоле­тов выставили румыны. Против немец­ких машин выдвинулось 96 Р-51 из 31 и 325 FG. Немцы были рассеяны, многие самолеты оказались сбиты. А было сби­то немало. Американцы насчитали 31 сбитый самолет, действительные потери 22 сбитых и поврежденных Me 109. Из них семь пришлось на III./JG 77 плюс еще три поврежденных. Немцы заявили 11 сбитых самолетов противника, но амери­канцы потеряли только четыре Р-51, то есть столько, сколько заявили пилоты одной 7-й эскадрильи группы. Лучший пилот дня, лейтенант Ридель заявил две победы - 5-ю и 6-ю. Асом стал и фельд­фебель Скреба, заявив одну победу. Сре­ди раненых оказался унтер-офицер И. Килиан, пилот успевший стать асом в ходе предыдущего боя. III./JG 77 потеря­ла убитыми и раненными семь пилотов, что, считая потери 28 июля, означало фактический разгром группы. В первые дни августа, когда немцы уже не надея­лись защитить румынскую нефть, груп­па существовала только на бумаге. В это время командование группой принял ка­питан Армии Кёлер, поскольку Брезошека пришлось отправить в госпиталь.

1 августа имела место необычная ата­ка, закончившаяся необычным результа­том. Лейтенант Ридель вылетел на пере­хват одиночного разведчика. Ему не уда­лось выполнить приказ, хотя он и забрал­ся на высоту 10000 метров. Уходящий «Москито» был быстрее, несмотря на то, что немецкий пилот включил ускоритель. Все же Риделю удалось сблизиться с про­тивником на дистанцию 800 метров. Видя, что большего достичь все равно не удастся, Ридель открыл стрельбу почти наугад. Каково же было его удивление, когда из «Москито» вдруг повалил дым, а вскоре экипаж покинул самолет. Это была его седьмая победа. Восьмую он одержал 4 августа, когда несколько пи­лотов III./JG 77 вели бой с американски­ми истребителями, штурмующими от­дельные цели на территории Румынии. Немцы насчитали десять сбитых истре­бителей, но 81 FG в действительности потеряла только три Р-38, а сопровождав­шая ее 52 FG - три Р-51. Один из этих са­молетов был сбит Риделем, а другой - его ведомым, унтер-офицером Твитмайером.

Незначительные результаты дала и попытка перехвата 73 В-17 в сопровож­дении 55 Р-51 из 8-й воздушной армии, возвращавшихся из Советского Союза в Англию через Италию и Румынию. GV Harder перехватил их над Слобозей в 10:00. Пилоты III./JG 77 заявили две по­беды над В-17, потеряв один Me 109 сби­тым и один поврежденным. Такие же ре­зультаты были показаны 10 августа, ког­да американцы потеряли 10 тяжелых бом­бардировщиков, почти все под огнем зе­нитной артиллерии. III./JG 77 одержала одну победу - «Мустанга» сбил Ридель, потеряв один «Мессершмитт».

Последняя битва над Румынией для III./ JG 77 имела место 18 августа, когда 15-я воздушная армия силами 366 тяжелых бомбардировщиков снова бомбила Плоеш­ти. В ходе нескольких стычек немцы сбили пять бомбардировщиков и один «Лайтнинг», потеряв пять «Мессершмиттов». Пилоты группы не одержали ни одной побе­ды, потеряв два поврежденных «Густава».

На следующий день 15-я воздушная армия провела последний налет на Пло­ешти. Этот налет отражать уже не было смысла, да и было нечем. Со дня на день ожидался приход Советской Армии, по­этому в дальнейшем 15-я воздушная ар­мия проводила налеты на цели в Южной Франции, где шла подготовка к десанту.

В ходе американских налетов на Пло­ешти III./JG 77 одержала 154 победы, что составляет примерно половину от всех побед, одержанных немецкими истреби­телями в ходе кампании. Аналогичное число побед заявили зенитчики, а также румынские и болгарские ВВС. Всего было заявлено около 600 побед, не счи­тая побед, заявленных на других частях маршрута. В то же время 15-я воздушная армия потеряла только 297 бомбардиров­щиков и около 150 истребителей, что по­чти в два раза меньше цифр, называемых немцами. Можно предположить, что фактически пилоты III./JG 77 сбили толь­ко около 80 самолетов.

За этот период сама группа потеряла 116 самолетов, сбитых и получивших тя­желые повреждения. Из них 92 машины были потеряны в результате действий противника за апрель-август 1944 года. Это дает соотношение потерь и побед близким к 1:1.

На протяжении этих 4,5 месяцев по­гибло 37 летчиков, а еще 37 было ране­но. Всего в Румынии немцы потеряли 250 «мессеров». Потери Румын составляют примерно половину от этого числа. Неф­теперерабатывающий комплекс в Плоеш­ти подвергся полному уничтожению. Раз­рушения были столь велики, что Румы­ния долгое время не могла удовлетворить даже собственные потребности в нефти.

Все говорит о том, что оборона не­фтяных месторождений оказалась слиш­ком тяжелым делом для группы, а вся кампания в целом закончилась пораже­нием немецкой стороны. Этот результат был предсказуем уже в начале апреля, когда 15-я воздушная армия совершила первые налеты. Все жертвы немецких пилотов были напрасны.