«Малая неделя» «Мессершмиттов»

 

Перелом на западе произошел летом 1943 года, когда Америка перебросила свои авиационные части в Англию. Это позволило западным союзникам начать непрерывные налеты на Германию. Нем­цы пытались противопоставить этому натиску все свои резервы, но все решало простое численное превосходство.

Качественное превосходство, правда, также было на стороне союзников. Что­бы добиться паритета хотя бы по этому параметру, немцы попытались использо­вать на западе свои лучшие истребители - Fw 190А. Этот истребитель выпускался в ограниченном количестве, поэтому ос­новная нагрузка все равно ложилась на плечи «Мессершмиттов». В 1944 году появились самолеты Me 109G/AS, которые на всех высотах превосходили «Фокке-Вульфов». Тем не менее, основным самолетом в системе ПВО Рейха по пре­жнему оставался «Густав-6». В начале февраля именно эти самолеты составля­ли большинство парка JG 11. Именно в это время американцы начали операцию под веским названием «Argument», имев­шую целью уничтожить авиационную промышленность Германии.

К тому времени JG 11 состоял из трех групп и двух отдельных эскадрилий. Одна из них представляла собой настоя­щий пережиток прошлого, поскольку была оснащена Me 109T. 12-я эскадрилья дислоцировалась на севере, обороняя побережье в районе Дании.

К середине февраля полк имел следу­ющую структуру, командование и осна­щение: Stab/JG 11 (подполковник Графя, Ольденбург, «Густавы»), II./JG И (май­ор Шпехт, Вунсторф, «Густавы»), 11./JG 11 (обер-лейтенант Кристманн, Листер, «Теодоры»). Остальные части полка были оснаще­ны «Фокке-Вульфами».

Первый налет в рамках операции «Argument» состоялся 20 февраля. В нем участвовало более 1000 бомбардировщи­ков и более 800 истребителей, целью ко­торых были различные авиационные за­воды на территории Рейха. Немцы под­няли в воздух все имеющиеся истребите­ли. В результате повсюду проходили бои, которые стоили немцам 74 самолета. Один из них принадлежал штабу JG 11. Штабное звено полка поднялось в воздух в 11:00 вместе с «Фокке-Вульфами» летело на перехват противника. Большой битвы не получилось, но звено потеряло один самолет, одержав только одну побе­ду над В-17. Около полудня на перехват вылетела в полном составе II./JG 11, но ее вылет закончился безрезультатно, посколь­ку обнаружить противника не удалось.

Похожая ситуация наблюдалась и назавтра, когда немцы попытались пере­хватить самолеты 8-й воздушной армии. В 13:00 к операции подключилась II./JG 11. Через 30 минут после вылета группа обнаружила крупный отряд В-17, сопро­вождаемый Р-47. Майор Шпехт начал атаку. Американские пилоты умело ней­трализовали противника, связав его боем. В ходе боя погиб обер-фельдфебель О. Шнайдер из 6-й эскадрильи. Это была единственная победа американцев, кото­рую они добросовестно зафиксировали. Самолет Шпехта получил повреждения, и командиру группы пришлось идти на вынужденную посадку. Третья машина разбилась в результате аварии. В итоге, баланс оказался явно не в пользу немцев. Всего в тот день люфтваффе потеряла 30 самолетов, сбив только 31 машину про­тивника. Правда, ущерб, нанесенный бомбардировкой, оказался незначитель­ным, но это только потому, что выпол­нить прицельное бомбометание амери­канцам помешала погода.

22 февраля, несмотря на плохую по­году, американцы снова атаковали, бом­бя пять заводов силами 800 бомбардиров­щиков в сопровождении 650 истребите­лей. Одна из групп нападавших имела цель в глубине территории Рейха. Ее мар­шрут проходил через Северное море. В 15:00 на перехват противника, шедшего в районе Скагеррака, вылетели «Теодо­ры» 11-й эскадрильи. Как и следовало ожидать, ничего хорошего из этой затеи не вышло. Качественный и количествен­ный перевес был на стороне союзников. Тем не менее, немецкие пилоты заявили четыре В-17, но потеряв два самолета и двух пилотов: унтер-офицера Э. Науйоката и ефрейтора Курта Шварца. Хотя этот результат оказался не хуже, чем ре­зультат целой группы Шпехта, которая также заявила лишь четыре победы, в том числе две сам Шпехт. Лучшего результа­та от II./JG 11 было бы грех требовать, поскольку немецким пилотам пришлось прорываться через плотную оборону, со­ставленную истребителями сопровожде­ния. Потери группы составили три Me 109G, потерянных в ходе боя и при невы­ясненных обстоятельствах. Всего в тот день немцы потеряли 53 самолета, сбив 73 бомбардировщика и истребителя 8-й и 15-й воздушных армий.

23 февраля вылетов не проводилось из-за нелетной погоды, но уже 24 февраля американцы снова провели массиро­ванный налет. В небе над Рейхом пока­залось более 800 бомбардировщиков и 760 истребителей. Целью американцев были пять авиационных заводов. Поте­ри американцев в тот день оказались выше, чем накануне - на базу не верну­лось 82 самолета. Немцы заявили 85 по­бед, потеряв 45 самолетов. JG 11 в этот день посчастливилось. Благодаря хоро­шей погоде и успешной координации с земли, в 13:00 группа почти в полном со­ставе атаковала строй 2 BW из 2 BD. Ход почти получасового боя окончился бла­гоприятно для полка. Правда, части, ос­нащенные «Густавами», одержали всего две победы. Фельдфебель Крауссе из II./ JG 11 заявил победу над Р-38, а подпол­ковник Граф сбил В-24. Победа далась недешево. В бою погибли фельдфебель Г. фон Хелмс из 4-й эскадрильи и ефрейтор О. Кубиш из 5-й эскадрильи. Кроме того, два «мессера» получили повреждения. 11-я эскадрилья также подвела. Над Север­ным морем «Теодоры» не смогли одер­жать ни одной победы, зато два самоле­та получили повреждения.

25 мая американцы провели после­дний налет в рамках операции «Argument». На этот раз их цели лежали на юго-западе Германии. Немцы не успе­ли подтянуть части с севера, поэтому JG 11 в перехвате этого налета не участво­вал. Но и без этого американцы потеря­ли 74 четырехмоторных бомбардировщи­ка и девять истребителей, сбив только 48 истребителей люфтваффе.

Всего в ходе недельных боев амери­канцы потеряли 300 машин, в то время как люфтваффе лишилось примерно та­кого же числа самолетов, из них 250 в результате действий противника. Еще 129 машин получили повреждения, погибло 145 пилотов. Части JG 11, оснащенные «Мессершмиттами», заявили 12 побед, потеряв десять Me 109, плюс еще пять машин было повреждено. Пять летчиков погибло. Вклад эскадрилий в суммарный результат полка, оснащенных «мессера­ми», составил 25%.