Необычный Новый Год у III./JG 6

 

Долго ожидаемая операция по унич­тожению союзнических авиабаз на кон­тиненте началась 31 декабря 1944 года. Целью операции было уничтожить анг­лийские и американские аэродромы в Европе. Для атаки было решено исполь­зовать оснащенные бомбами истребите­ли, поскольку только истребители име­ли какие-то шансы уцелеть в воздухе в дневное время суток.

Одним из полков, участвовавшим в операции был JG 6, в состав которого входила 111-я группа, оснащенная Me 109G-14, а также небольшое число «Гус-тавов-10». Группой командовал майор Кюле, опытный офицер и пилот, один из немногих оставшихся в живых команди­ров с этими качествами. В его распоря­жении было всего 25 самолетов из поло­женных по штату 68. В остальных груп­пах полка дела обстояли не лучше, поэто­му полк мог выставить не более 70 ма­шин. В отличие от других групп, осна­щенных «Фокке-Вульфами», III./JG 6, летавшая на старых, плохо вооруженных «мессерах» должна была обеспечить при­крытие своим коллегам.

База группы находилась в Бисселе, а целью стал канадский аэродром в Хееш и Фолькель. Это были передовые аэро­дромы союзников. Полк должен был ле­теть с другими частями «северным кори­дором», но на середине пути полку при­шлось отделиться и взять южнее. Атаку планировалось провести по всем правилам и захватить противника врасплох, зайдя на цель с запада. Но штурман ве­дущего Ju 88 допустил ошибку в навига­ционных расчетах и решил, что полк уже чрезмерно углубился на запад. В резуль­тате спешного разворота боевые поряд­ки полка расстроились и часть его сил ушла на Эйндховен. Но главные силы JG 6 все же достигли Хееша, где немецкие самолеты появились в 9:14. В этот момент с аэродрома поднималась 401-я эскадри­лья «Спитфайров». Немцы с ходу атако­вали, но канадцы сумели отреагировать и полностью использовали свое количе­ственное превосходство. Вскоре к бою присоединились «Спитфайры» соседних эскадрилий. Строй JG 6 окончательно расстроился, а пилотов едва не охватила паника, поскольку ни одного достовер­ного поражения цели добиться не уда­лось. Тем временем канадцы продолжа­ли действовать, не давая противнику опомниться. На землю один за другим начали падать немецкие самолеты. Лет­ный офицер Камерон из 401-й эскадри­льи одним из первых атаковал передовую группу немецких машин. В коротком бою он одну за другой заявил три победы. Через 10 минут все было кончено и Ка­мерон приземлился. В рапорте Камеро­на отмечена такая подробность, как силь­ный пожар в хвостовой части фюзеляжа одного из сбитых им Me 109. Очевид­но, летчик попал в бак с водно-метанольной смесью или бачок с легким бензином для пуска двигателя. Это были две уязвимые точки «мессера», не прикрытые бронированием.

Флайт-лейтенант Маккей прижал другого «мессера» к земле и немецкий пилот разбил самолет. К тому времени эта машина уже получила несколько по­паданий, сделанных летным офицером Нессом и взводным офицером Шоу, ле­тавших на «Темпестах» из 56-й эскадри­льи. Сбитым пилотом оказался унтер-офицер Карл Бец, летавший на Me 109G-10 W.Nr. 490719, «черная 12». Самолет врезался в деревья в районе Немагена. Все три пилота, участвовавшие в погоне, заявили по победе.

Еще три «мессера» были сбиты в рай­оне аэродрома Фолькель, который ата­ковала часть 111-й группы, прежде всего 9-я эскадрилья. Немцев перехватили «Темпесты», которым удалось сбить ун­тер-офицера Р. Шлоссборна, а вскоре и капитана Вильгельма Киндлера, коман­дира 11-й эскадрильи. Киндлер попал в плен, а его Me 109G-10 W.Nr. 491282 «шеврон-полоска» разбился. Шлоссборн также попал в плен, сумев выпрыгнуть с парашютом, несмотря на то, что бой шел у самой земли.

Все же сил у союзников на атакуемых аэродромах было маловато, поэтому от­дельные немецкие машины сумели про­рваться и сбросить бомбы. Однако все атаки закончились безрезультатно. Уже упоминавшаяся 9-я эскадрилья в ходе боя обнаружила одиночный «Спитфайр», который сбил унтер-офицер Г.И. Розе. Но и его «Густав-14» вскоре оказался на земле, вероятно, в результате огня зенит­ной артиллерии. Вообще, зенитчики зая­вили два сбитых самолета, которыми вполне могли оказаться машины Розе и Киндлера.

Зенитная оборона аэродрома Хееш также действовала решительно, сбив три немецких самолета, из которых один был «мессером». Всего на базу не вернулись 23 машины, что для полка было катаст­рофой. Союзники зафиксировали потерю одного «Спитфайра» из 126-го крыла, никаких серьезных повреждений оба аэродрома не получили.

Среди потерянных полком машин было восемь «Мессершмиттов» 111-й группы, в том числе Me 109G-14 W.Nr. 784778 «белая 10» командира 9-й эскад­рильи, обер-лейтенанта Лотара Герлаха, погибшего в бою.