Серийное производство СБ и его основные модификации

 

Решение о начале крупно-серийного производства СБ было принято Советом Труда и Обороны СССР еще до окончания заводских испытаний в апреле 1934 г. Сначала в план серийного выпуска на 1936 г было внесено задание на 500 само­летов. Причем заводы, на которые воз­лагалась эта задача, переводились на мобилизационное положение в мирное время. Однако это не помогло и реалии оказались значительно скромнее - факти­чески удалось построить в 1936 г лишь половину запланированного.

20 февраля 1935 г на авиазавод № 22 имени С.П.Горбунова были сданы почти все чертежи СБ - кроме чертежей рулей направления и глубины, которые были сданы несколькими днями позже. Этот завод был выбран головным для серийного выпуска СБ и подготовка к выпус­ку первого серийного самолета началась еще весной 1935 г. Одновременно под руководством В.Я.Климова велись рабо­ты по запуску в серию и совершенство­ванию двигателя Испано-Сюиза (Hispano-Suiza 12Ybrs), который полу­чил в СССР обозначение М-100 и стал плохой копией французского оригинала. М-100 выпускали на авиамоторном заво­де № 26 в Рыбинске.

В феврале 1936 был выпущен первый серийный СБ с двигателями М-100 и двухлопастным металлическим пропел­лером. Самолет имел следующие харак­теристики (Таблица 1, 4-я колонка).

Авиазавод №22 до этого строил тя­желый бомбардировщик ТБ-3 и выпуск нового СБ давался с трудом. Производ­ство нового самолета потребовало осво­ить приемы работы с гладкой обшивкой и с потайной клепкой, что долго не уда­валось. В связи с этим на первых серий­ных самолетах потайная клепка выпол­нялась только в передней кромке крыла и хвостовом оперении. Во всех других местах устанавливались обычные заклеп­ки. При сборке первых самолетов на их обшивке часто появлялись «хлопуны»-выпуклые или вогнутые вздутия. Они возникали из-за нарушений технологии и последовательности клепки каркаса и листов обшивки. Проблемы производ­ства нового самолета были тем не менее преодолены, и первые серийные СБ-2 М-100 (заводские номера 221,222,226,227,228, 229) были переданы на войсковые испыта­ния. Эти испытания проводились с 26 мар­та по 31 июля 1936 г дали следующие ре­зультаты (Таблица 1, 3-я колонка).

После этих испытаний СБ 2М-100 стали поставляться на вооружение ВВС РККА в составе которых началась орга­низация полков скоростных бомбардировщиков и бригад. К осени 1936 г СБ освоили некоторые элитные строевые части ВВС. Это позволило продемонст­рировать новые бомбардировщики во время военного парада на Красной пло­щади 7 ноября 1936 г.

В первое полугодие 1936 г было изго­товлено 54 серийных СБ, в августе - 100. Всего за 1936 удалось сдать военной при­емке 268 СБ. Кроме московского авиаза­вода №22 , самолет стали выпускать и на новом авиазаводе №125 в Иркутске, ко­торый был построен в 1934г . Сначала здесь выпускали истребители И-14 (АНТ-31) , но в 1936 г было принято решение внедрить в серийное производство бом­бардировщик СБ. Поначалу недостаток оборудования и специалистов сдержива­ли развитие производства. Первые 73 СБ 2 М-100 были выпущены на этом заводе в 1937г.

В 1938 в связи с необходимостью уве­личить поставки СБ для авиачастей на Дальнем Востоке и в связи с поставками этого самолета в Китай, производствен­ные мощности авиазавода №125 были увеличены. Всего за 1938 г этот завод сдал 177 СБ, поставил 18 комплектов для ремонта и запчасти и собрал 67 СБ из дета­лей, поставленных московским авиазаво­дом №22.

По сравнению с опытными серийные самолеты СБ-2М100 имели увеличенную до 56,7 кв.м площадь крыльев и нормаль­ный взлетный вес 5628 кг (вес пустого самолета возрос по сравнению с прото­типом на 200 кг из-за снижения культу­ры производства и применения матери­алов низкого качества). Их максимальная скорость снизилась до 393 км/час, а вре­мя подъема на боевую высоту увеличи­лось до 11,7 мин. Обычное, впрочем, явление для советской авиации, когда между экспериментальной машиной, «вылизанной» до идеала на опытном за­воде и представленной на испытания, и её серийным «выродком» существовала дистанция огромного размера.

Взлетно-посадочные данные позволя­ли эксплуатировать СБ с небольших полевых аэродромов: для взлета и посад­ки хватало 300-350 м. При снежном по­крове глубиной более 30 см самолеты оборудовались убираемым лыжным шас­си, при этом максимальная скорость снижалась на 12-17 км/час. Однако благодаря наличию лыж поддерживалась высокая боеготовность авиачастей в зим­нее время, что было особенно важным для советской авиации, у которой не было никакой специальной техники для расчистки аэродромов.

 

Таблица 1.

Тактико-технические данные различных модификаций СБ

Год выпуска

 

1934

1934

1934

1936

1936

193 8

1939    1939,      1940,       1941

Название

1й прототип

серия

серия

серия

серия   ММН    Ар-2      Б(СББ-1)

 

 

 

 

прототип

 

 

 

 

 

 

Тип двигателя

 

W.C. F-3

W.C.F-3   H. Suiza

М-100

М-100А

М-103

М-103 М-105    М-105     М-105

Мощность, лс

 

730

730

780

750

860

960

960      1050      1050         1050

Размах крыла, м

 

19,0

19,0

20,33

20,33

20,33

20,33

20,33

18,0      18,0          16,0

 

Длина самолета,

м

10,4

12,3

12,17

12,24

12,27

12,27

12,27

12,78     12,78        12,27

Высота самолета, м

4,31

-

4,39

4,24

4,74

3,0

3,0

4,7        4,7

 

Площадь крыла,

кв.м.

47,6

46,3

51,95

56,7

56,7

56,7

56,7

48,2      48,2       46,0

 

Взлетный вес, кг

 

3643

4717

5350

5628

5748

7750

7880

6420     8150

 

Вес пустого, кг

 

-

3132

3868

4060

4138

4427

4768

4820       5106

 

Топливо+масло,

кг\л

940(л)

1670(л)     530+60

530+60

530+60

1250

1250     680+70

Полная нагрузка.

1585

-

1568

1610

1748

1612

1600        1494

 

Перегрузка, кг

 

-

-

-

-

-

3323

3112

3044

 

Нагрузка на крыло, кг/кв

м.   77

102

93,4

99,5

101

109

112,5

133          139

 

Нагрузка на мощность, кг/лс 5,0

3,2

3,2

3,7

3,3

3,2

3,3

3,1          3,2

 

Массовая отдача

, %

-

33,5

-

28

28/35,5

28,3/43 25,2/39

5    25     22,6/37,3

 

Таблица 2

Летно-испытательные данные разных модификаций СБ

Год выпуска

 

1934

1934

1936

1936

1938

1939

1939          1940

1941

Название

1й пр.

2й пр.

серия

серия

серия

Серия

ММН       Ар-2   Б(СББ-1)

Тип двигателя

W.C.F-3

H.Suiza        М-100

М-100А

М-103

М-103

М-105      М-105    М-105

Скорость у земли,

км/час

-

 

332

326

372

358

375

360           415

454

Скорость на высоте*

1000

м

-

 

349/1,9

340/2,8

388/1,6

378/1,'

396/-

420/1,8

-

2000

м

-

 

365/3,8

354/5,2

404/3,2

396/3,:

!     416/-

433/3,4

-

3000

м

-

 

381/5,6

368/7,4

417/4,7

411/5,1

433/-

438/5,3

-

4000

м

325

396/7,3

382/9,4

423/6,4

419/6,6     449/-

455/7,2

-

5000

м

-

 

404/9,4

392/11,7

418/8,8

417/8,

4     446/9

,5    452/9,3    480/7,1

540/6,4

6000

м

-

 

385/11,9

384/14,6

407/11,2

409/11

,0   436/-

439/12,2

-

7000

м

-

 

360/15,2

352/18,4

392/14,6

- /14,0    413/-

424/16,0

-

8000

м

-

 

333/20,0

- /24,6

371/19,4

-/18,

1     381/-

409/21,9

-

9000м

- /28,0

-/25

3      -/39

- /36,7

-

Практически потолок, м

6800

 

9400

9000

9560

9600

9300         9000      10000

10100

Дальность, км

 

-

 

-

2187

2150

1800

1900            -         1500

880

* скорость на высоте (км/час)/скороподъемность (мин)