Серийное производство СБ и его основные модификации
Решение о начале крупно-серийного производства СБ было принято Советом Труда и Обороны СССР еще до окончания заводских испытаний в апреле 1934 г. Сначала в план серийного выпуска на 1936 г было внесено задание на 500 самолетов. Причем заводы, на которые возлагалась эта задача, переводились на мобилизационное положение в мирное время. Однако это не помогло и реалии оказались значительно скромнее - фактически удалось построить в 1936 г лишь половину запланированного.
20 февраля 1935 г на авиазавод № 22 имени С.П.Горбунова были сданы почти все чертежи СБ - кроме чертежей рулей направления и глубины, которые были сданы несколькими днями позже. Этот завод был выбран головным для серийного выпуска СБ и подготовка к выпуску первого серийного самолета началась еще весной 1935 г. Одновременно под руководством В.Я.Климова велись работы по запуску в серию и совершенствованию двигателя Испано-Сюиза (Hispano-Suiza 12Ybrs), который получил в СССР обозначение М-100 и стал плохой копией французского оригинала. М-100 выпускали на авиамоторном заводе № 26 в Рыбинске.
В феврале 1936 был выпущен первый серийный СБ с двигателями М-100 и двухлопастным металлическим пропеллером. Самолет имел следующие характеристики (Таблица 1, 4-я колонка).
Авиазавод №22 до этого строил тяжелый бомбардировщик ТБ-3 и выпуск нового СБ давался с трудом. Производство нового самолета потребовало освоить приемы работы с гладкой обшивкой и с потайной клепкой, что долго не удавалось. В связи с этим на первых серийных самолетах потайная клепка выполнялась только в передней кромке крыла и хвостовом оперении. Во всех других местах устанавливались обычные заклепки. При сборке первых самолетов на их обшивке часто появлялись «хлопуны»-выпуклые или вогнутые вздутия. Они возникали из-за нарушений технологии и последовательности клепки каркаса и листов обшивки. Проблемы производства нового самолета были тем не менее преодолены, и первые серийные СБ-2 М-100 (заводские номера 221,222,226,227,228, 229) были переданы на войсковые испытания. Эти испытания проводились с 26 марта по 31 июля 1936 г дали следующие результаты (Таблица 1, 3-я колонка).
После этих испытаний СБ 2М-100 стали поставляться на вооружение ВВС РККА в составе которых началась организация полков скоростных бомбардировщиков и бригад. К осени 1936 г СБ освоили некоторые элитные строевые части ВВС. Это позволило продемонстрировать новые бомбардировщики во время военного парада на Красной площади 7 ноября 1936 г.
В первое полугодие 1936 г было изготовлено 54 серийных СБ, в августе - 100. Всего за 1936 удалось сдать военной приемке 268 СБ. Кроме московского авиазавода №22 , самолет стали выпускать и на новом авиазаводе №125 в Иркутске, который был построен в 1934г . Сначала здесь выпускали истребители И-14 (АНТ-31) , но в 1936 г было принято решение внедрить в серийное производство бомбардировщик СБ. Поначалу недостаток оборудования и специалистов сдерживали развитие производства. Первые 73 СБ 2 М-100 были выпущены на этом заводе в 1937г.
В 1938 в связи с необходимостью увеличить поставки СБ для авиачастей на Дальнем Востоке и в связи с поставками этого самолета в Китай, производственные мощности авиазавода №125 были увеличены. Всего за 1938 г этот завод сдал 177 СБ, поставил 18 комплектов для ремонта и запчасти и собрал 67 СБ из деталей, поставленных московским авиазаводом №22.
По сравнению с опытными серийные самолеты СБ-2М100 имели увеличенную до 56,7 кв.м площадь крыльев и нормальный взлетный вес 5628 кг (вес пустого самолета возрос по сравнению с прототипом на 200 кг из-за снижения культуры производства и применения материалов низкого качества). Их максимальная скорость снизилась до 393 км/час, а время подъема на боевую высоту увеличилось до 11,7 мин. Обычное, впрочем, явление для советской авиации, когда между экспериментальной машиной, «вылизанной» до идеала на опытном заводе и представленной на испытания, и её серийным «выродком» существовала дистанция огромного размера.
Взлетно-посадочные данные позволяли эксплуатировать СБ с небольших полевых аэродромов: для взлета и посадки хватало 300-350 м. При снежном покрове глубиной более 30 см самолеты оборудовались убираемым лыжным шасси, при этом максимальная скорость снижалась на 12-17 км/час. Однако благодаря наличию лыж поддерживалась высокая боеготовность авиачастей в зимнее время, что было особенно важным для советской авиации, у которой не было никакой специальной техники для расчистки аэродромов.
Таблица 1. |
||||||||||
Тактико-технические данные различных модификаций СБ |
||||||||||
Год выпуска |
|
1934 |
1934 |
1934 |
1936 |
1936 |
193 8 |
1939 1939, 1940, 1941 |
||
Название |
1й прототип |
2й |
серия |
серия |
серия |
серия ММН Ар-2 Б(СББ-1) |
||||
|
|
|
|
прототип |
|
|
|
|
|
|
Тип двигателя |
|
W.C. F-3 |
W.C.F-3 H. Suiza |
М-100 |
М-100А |
М-103 |
М-103 М-105 М-105 М-105 |
|||
Мощность, лс |
|
730 |
730 |
780 |
750 |
860 |
960 |
960 1050 1050 1050 |
||
Размах крыла, м |
|
19,0 |
19,0 |
20,33 |
20,33 |
20,33 |
20,33 |
20,33 |
18,0 18,0 16,0 |
|
Длина самолета, |
м |
10,4 |
12,3 |
12,17 |
12,24 |
12,27 |
12,27 |
12,27 |
12,78 12,78 12,27 |
|
Высота самолета, м |
4,31 |
- |
4,39 |
4,24 |
4,74 |
3,0 |
3,0 |
4,7 4,7 |
|
|
Площадь крыла, |
кв.м. |
47,6 |
46,3 |
51,95 |
56,7 |
56,7 |
56,7 |
56,7 |
48,2 48,2 46,0 |
|
Взлетный вес, кг |
|
3643 |
4717 |
5350 |
5628 |
5748 |
7750 |
7880 |
6420 8150 |
|
Вес пустого, кг |
|
- |
3132 |
3868 |
4060 |
4138 |
4427 |
4768 |
4820 5106 |
|
Топливо+масло, |
кг\л |
940(л) |
1670(л) 530+60 |
530+60 |
530+60 |
1250 |
1250 680+70 |
|||
Полная нагрузка. |
1585 |
- |
1568 |
1610 |
1748 |
1612 |
1600 1494 |
|
||
Перегрузка, кг |
|
- |
- |
- |
- |
- |
3323 |
3112 |
3044 |
|
Нагрузка на крыло, кг/кв |
м. 77 |
102 |
93,4 |
99,5 |
101 |
109 |
112,5 |
133 139 |
|
|
Нагрузка на мощность, кг/лс 5,0 |
3,2 |
3,2 |
3,7 |
3,3 |
3,2 |
3,3 |
3,1 3,2 |
|
||
Массовая отдача |
, % |
- |
33,5 |
- |
28 |
28/35,5 |
28,3/43 25,2/39 |
5 25 22,6/37,3 |
|
|
Таблица 2 |
||||||||||
Летно-испытательные данные разных модификаций СБ |
||||||||||
Год выпуска |
|
1934 |
1934 |
1936 |
1936 |
1938 |
1939 |
1939 1940 |
1941 |
|
Название |
1й пр. |
2й пр. |
серия |
серия |
серия |
Серия |
ММН Ар-2 Б(СББ-1) |
|||
Тип двигателя |
W.C.F-3 |
H.Suiza М-100 |
М-100А |
М-103 |
М-103 |
М-105 М-105 М-105 |
||||
Скорость у земли, |
км/час |
- |
|
332 |
326 |
372 |
358 |
375 |
360 415 |
454 |
Скорость на высоте* |
||||||||||
1000 |
м |
- |
|
349/1,9 |
340/2,8 |
388/1,6 |
378/1,' |
396/- |
420/1,8 |
- |
2000 |
м |
- |
|
365/3,8 |
354/5,2 |
404/3,2 |
396/3,: |
! 416/- |
433/3,4 |
- |
3000 |
м |
- |
|
381/5,6 |
368/7,4 |
417/4,7 |
411/5,1 |
433/- |
438/5,3 |
- |
4000 |
м |
325 |
396/7,3 |
382/9,4 |
423/6,4 |
419/6,6 449/- |
455/7,2 |
- |
||
5000 |
м |
- |
|
404/9,4 |
392/11,7 |
418/8,8 |
417/8, |
4 446/9 |
,5 452/9,3 480/7,1 |
540/6,4 |
6000 |
м |
- |
|
385/11,9 |
384/14,6 |
407/11,2 |
409/11 |
,0 436/- |
439/12,2 |
- |
7000 |
м |
- |
|
360/15,2 |
352/18,4 |
392/14,6 |
- /14,0 413/- |
424/16,0 |
- |
|
8000 |
м |
- |
|
333/20,0 |
- /24,6 |
371/19,4 |
-/18, |
1 381/- |
409/21,9 |
- |
9000м |
- /28,0 |
-/25 |
3 -/39 |
- /36,7 |
- |
|||||
Практически потолок, м |
6800 |
|
9400 |
9000 |
9560 |
9600 |
9300 9000 10000 |
10100 |
||
Дальность, км |
|
- |
|
- |
2187 |
2150 |
1800 |
1900 - 1500 |
880 |
|
* скорость на высоте (км/час)/скороподъемность (мин) |