СБ-2М-103

 

Летчики, получившие опыт боевого применения СБ, неоднократно требова­ли увеличения бомбовой нагрузки с 600 до 1200-1500 кг. Лишь с появлением бо­лее мощного двигателя М-103 удалось решить эту задачу. Мотор М-103 пред­ставлял собой модификацию исходного М-100. Основными его отличиями от М-100 и М-100А были следующие пока­затели: увеличение степени сжатия с 6 до 6,6; увеличение высотности до 4000 м путем изменения передачи к приводно­му центробежному нагнетателю с 10 до 11; увеличение мощности до 960 лс путем форсирования по оборотам и наддуву со снятием ограничений по времени рабо­ты на этом режиме.

В феврале 1937 прошли госиспытания двигателя М-103. Первый самолет с но­вым двигателем проходил госиспытания с 27 июля по 19 сентября 1938 г, на которых он показал следующие резуль­таты (Таблица 2, 5я колонка). После не­которых усовершенствований СБ 2М-103 завода No.22 (серийный № 2/83) стал эта­лоном для серийного производства на второе полугодие 1938 г. В нем были реализованы следующие новшества: на­ружные держатели типа Дер-19 в обтека­телях под центропланом для бомб мас­сой 250 и 500 кг, что давало увеличение бомбовой нагрузки до 1500 кг; установ­ка фотокамеры АФА-13; электрогидравлическая система управления шасси, бронеплита (6 мм) у летчика, механи­ческий бомбовый прицел в кабинах штурмана и пилота.

С нормальным взлетным весом 6175 кг максимальная скорость составила 419 км/час на высоте 4000 м, а время подъе­ма на высоту 4000 м - 6,55 мин. В пере­грузочном варианте (7750 кг) с полными баками горючего и бомбовой нагрузкой 1500 кг максимальная скорость незначи­тельно снизилась, а радиус действия уве­личился и составил 600 км. Увеличенная бомбовая нагрузка и возможность ис­пользование ВАП (выливной авиаприбор предназначался для напалма или жидко­го ОВ) значительно расширяли воз­можность боевого использования са­молета. Несмотря на некоторое ухуд­шение летных данных с максимальной бомбовой нагрузкой СБ с двигателями М-103 оставался в классе скоростных бомбардировщиков.

Таким образом, с 96й серии был за­пущен в массовое производство оконча­тельно доведенный бомбардировщик СБ. СБ-2М-103 стал выпускаться с сентября 1938 г, всего было изготовлено около 300 самолетов этой модификации. В 1938 авиазавод No.22 выпустил 150 СБ различных модификаций, включая 29 учебных самолетов и две серии (85я и 89я ) граж­данской версии ПС-40.