СБ-РК (Ар-2) и «Б»(СББ-1)
В 1939 г возникла острая проблема увеличения скорости серийных СБ, которые в новых условиях уже не могли действовать без прикрытия истребителей. На основе опыта создания и летных испытаний самолета ММН была разработана последняя модификация СБ - пикирующий бомбардировщик СБ-РК (разрезное крыло). Самолет СБ-РК был передан на испытания в 1940 г. Он имел два двигателя М-105Р мощностью 1100/1050 лс каждый. Это была специальная модификация мотора для бомбардировщиков с уменьшенным передаточным числом редуктора (0,59 вместо 0,666). По сравнению с серийным СБ-2М-103 он имел уменьшенную площадь крыла до 48,2 кв.м, улучшенную аэродинамику: новую форму мотогондол, уменьшенную высоту вертикального оперения и увеличенные размеры горизонтального. Емкость топливных баков составила 1490 л, масляных баков -100 л. Предусматривалась установка подвесных баков по 270 л, при этом общая емкость составляла 2230 л. Оборонительное вооружение из 4-х пулеметов ШКАС, из них два в задних установках у стрелка-радиста. Нормальная бомбовая нагрузка до 500-600 кг, в перегрузочном варианте с бомбами на наружной подвеске - до 1500 кг. Радиаторы были установлены в консолях крыла.
СБ-РК был рассчитан на бомбометание с пикирования, при этом, чтобы избежать чрезмерного увеличения скорости на этом режиме, под крылом на переднем лонжероне были установлены тормозные решетки. Однако на практике в боевых действиях летчики, летавшие на этом бомбардировщике, использовали обычное бомбометание с горизонтального полета. Причина была тривиальна - в авиационных школах не было обучения приемам бомбометания с пикирования, а в строевых авиационных частях к этой новинке отнеслись с опасением и старались действовать по старинке.
На государственных испытаниях в 1940 г СБ-РК показал хорошие результаты и был передан в серийное производство. Его максимальная скорость на высоте 4700 м составила 480 км/час, крейсерская - 320 км/час. На высоту 5000 м СБ-РК поднимался за 7,25 мин, его практический потолок был равен 10100 м. В 1940 г самолету была дано название Ар-2 (по имени главного конструктора А.А.Архангельского). От СБ-РК Ар-2 отличался главным образом носовой частью фюзеляжа, где вместо спаренных пулеметов ШКАС размещался один пулемет этого типа. На авиазаводе № 22 в Москве Ар-2 выпускался небольшой серией, было изготовлено около 250 экземпляров Ар-2, который вскоре был заменен в производстве более совершенным пикирующим бомбардировщиком Пе-2 конструкции В.М.Петлякова. Последней работой ОКБ А.А.Архангельского был пикирующий бомбардировщик «Б» (СББ-1: скоростной ближний бомбардировщик - первый). Самолет был построен в начале 1940 и успешно прошел испытания. На нем стояли те же двигатели М-105Р. По схеме это было повторение самолета Ар-2, но с двухкилевым вертикальным оперением. Его особенностью было применение при обшивке консолей крыла балинитовой фанеры, приклепанной к дуралюминиевому каркасу. Из балинитовых листов были сделаны так же стенки лонжеронов крыла, что давало экономию дюралюминия и более гладкую обшивку. Самолет «Б» мог бы получить дальнейшее развитие, так как по своим летным данным он был близок к пикирующему бомбардировщику В.М.Петлякова Пе-2, но он несколько опоздал - его испытания закончились только в 1941. К тому времени на авиазаводе N 22 началось внедрение в производство нового пикирующего бомбардировщика Пе-2, а ОКБ А.А.Архангельского было отправлено в эвакуацию. Поэтому самолетом «Б» больше заниматься не стали.