Проблемы СБ-2 на заключительном этапе

 

Военными специалистами была по­ставлена задача перед конструкторами достичь в 1940 г максимальной скоро­сти не менее 500 км/час. Работа по ее решению велась в нескольких направ­лениях. Прежде всего продолжалось со­вершенствование моторной установки серийных самолетов СБ-2, на которые последовательно устанавливались все более мощные модификации серийного двигателя М-100А(860лс),М-103(960лс) и М-105 (1050 лс). Новые двигатели ос­нащались и более совершенными воз­душными винтами: двухшаговые винты ВИШ-2 заменялись винтами с автоматической установкой шага ВИШ-22. При­менение последних повышало эффектив­ность силовой установки на различных режимах полета и позволяло увеличить максимальную скорость полета. Однако вместе с увеличением мощности и тяги силовой установки возрастал и вес са­молетов СБ-2. Нормальный полетный вес последних серийных самолетов с двига­телями М-105 достигла 6700 кг, а в пере­грузочном варианте полетный вес превы­сил 8000 кг. Хотя за счет возросшей мощ­ности моторов М-105 удалось довести максимальную скорость у земли до 400 км/ час, их скорость на расчетной высоте не только увеличилась, но даже несколь­ко снизилась и стала равной 445 км/час.

Другой причиной невозможности дальнейшего увеличения скорости было несоответствие геометрических парамет­ров крыла самолета СБ, спроектирован­ного для достижения скорости до 450 км/ час, требованиям к крыльям самолетов, предназначенных для полетов на скоро­сти 500-550 км/час. Крыло самолета СБ устарело и обладало большим профиль­ным сопротивлением, этого можно было избежать сокращением площади крыла при сохранении его старого аэродина­мического профиля. Такое увеличение нагрузки на площадь крыла неизбежно влекло ухудшение взлетно-посадочных свойств СБ. К 1940 стало ясно, что са­молет СБ исчерпал себя, пройдя всю возможную для него эволюцию. Пришло время уступать место новым бомбарди­ровщикам Пе-2 и Ту-2.

С внедрением СБ в серийное производ­ство советская авиационная промышлен­ность постоянно наращивала темпы вы­пуска и в 1937-1938 мощность серийно­го производства на советских авиацион­ных заводах достигла 13 самолетов СБ в сутки. За время серийного производства с 1936 по 1940 г было выпущено 6656 само­летов СБ различных модификаций.