Другие модификации СБ-2
В 1940-1941 гг в ЦАГИ были проведены испытания трехколесного шасси с носовым колесом. Такой тип шасси тогда только входил в практику самолетостроения, поэтому был необходимо было провести всесторонний анализ шасси такого типа. Эта работа была выполнена под руководством инженера И.П.Толстых. В качестве «летающей лаборатории» был использован самолет СБ 2М-103. На самолете были смонтированы неубирающиеся основные и носовая стойки. Носовое колесо было ориентирующимся и снабжено демпфером «шимми». Подфюзеляжная ферма обеспечивала перестановку основных стоек шасси для выбора оптимального выноса колес от центра тяжести самолета.
Испытания проводил летчик-испытатель М.Л.Галлай. Полетный вес самолета составил 6 тонн. Испытания нового типа шасси с носовым колесом показали его бесспорные преимущества. Самолет был устойчив при движении по земле, упростилась техника взлета и посадки, шасси было признано более безопасным. Испытания нового шасси проводились в летних и зимних условиях на аэродроме Летно-исследовательского института Народного комиссариата авиационной промышленности (ЛИИ НКАП). Зимой на самолет устанавливались неубираемые лыжи, на них были получены те же положительные результаты. За свой необычный вид СБ-2 на экспериментальном трехколесном шасси получил у летчиков прозвище «Птеродактиль».
Еще в 1934 г в ЦАГИ были проведены аэродинамический расчет самолета АНТ-40 при установке его на поплавки. Морской вариант самолета СБ планировалось выпустить в 1936 г. Согласно расчетным данным поплавковый самолет с моторами Hispano-Suiza мощностью 1580 лс каждый и полетным весом 5900 должен был иметь максимальную скорость 387 км/час и потолок 8850 м. Морской СБ планировалось строить на авиазаводе № 156 в Москве, однако этот проект так и остался на бумаге.
В рамках планируемой И.В.Сталиным химической войны все советские самолеты должны были нести специальное химическое оружие в выливных авиационных приборах. С 28 июля по 19 сентября 1938 г успешно прошли государственные испытания самолета СБ 2М-103, оснащенного двумя приборами ВАП-500 на внешней подвеске под центропланом, где они крепились стандартными бомбодержателями. С началом Великой отечественной войны из отборного летного состава, собранного из разных полков, вооруженных СБ, был сформирован 1-ый резервный авиационный полк Ставки Верховного Главнокомандования. Этот специальный полк был вооружен самолетами СБ разных модификаций и был предназначен для поражения противника химическим оружием (бомбами и выливными авиационными приборами, снаряженными отравляющими веществами) в случае начала химической войны.
1-ый резервный полк был дислоцирован под Архангельском и лишь изредка (несколько раз в год) привлекался для проведения боевых операций с обычным вооружением, чтобы летный персонал не потерял квалификацию. В начале 1943 г, когда было решено, что угроза химической войны не столь велика, летный состав 1-го резервного полка был переучен полетам на американских бомбардировщиках «Бостон А-20» и отправлен в действующую армию.