Другие модификации СБ-2

 

В 1940-1941 гг в ЦАГИ были прове­дены испытания трехколесного шасси с носовым колесом. Такой тип шасси тог­да только входил в практику самолето­строения, поэтому был необходимо было провести всесторонний анализ шасси та­кого типа. Эта работа была выполнена под руководством инженера И.П.Тол­стых. В качестве «летающей лаборато­рии» был использован самолет СБ 2М-103. На самолете были смонтированы неубирающиеся основные и носовая стойки. Носовое колесо было ориентиру­ющимся и снабжено демпфером «шим­ми». Подфюзеляжная ферма обеспечива­ла перестановку основных стоек шасси для выбора оптимального выноса колес от центра тяжести самолета.

Испытания проводил летчик-испыта­тель М.Л.Галлай. Полетный вес самоле­та составил 6 тонн. Испытания нового типа шасси с носовым колесом показали его бесспорные преимущества. Самолет был устойчив при движении по земле, упростилась техника взлета и посадки, шасси было признано более безопасным. Испытания нового шасси проводились в летних и зимних условиях на аэродро­ме Летно-исследовательского института Народного комиссариата авиационной промышленности (ЛИИ НКАП). Зимой на самолет устанавливались неубирае­мые лыжи, на них были получены те же положительные результаты. За свой нео­бычный вид СБ-2 на экспериментальном трехколесном шасси получил у летчиков прозвище «Птеродактиль».

Еще в 1934 г в ЦАГИ были проведе­ны аэродинамический расчет самолета АНТ-40 при установке его на поплавки. Морской вариант самолета СБ планиро­валось выпустить в 1936 г. Согласно расчетным данным поплавковый самолет с моторами Hispano-Suiza мощностью 1580 лс каждый и полетным весом 5900 должен был иметь максимальную ско­рость 387 км/час и потолок 8850 м. Мор­ской СБ планировалось строить на авиа­заводе № 156 в Москве, однако этот про­ект так и остался на бумаге.

В рамках планируемой И.В.Сталиным химической войны все советские самолеты должны были нести специальное химичес­кое оружие в выливных авиационных при­борах. С 28 июля по 19 сентября 1938 г ус­пешно прошли государственные испыта­ния самолета СБ 2М-103, оснащенного двумя приборами ВАП-500 на внешней подвеске под центропланом, где они кре­пились стандартными бомбодержателями. С началом Великой отечественной войны из отборного летного состава, собранного из разных полков, вооруженных СБ, был сформирован 1-ый резервный авиацион­ный полк Ставки Верховного Главноко­мандования. Этот специальный полк был вооружен самолетами СБ разных модифи­каций и был предназначен для поражения противника химическим оружием (бомбами и выливными авиационными приборами, снаряженными отравляющими веществами) в случае начала химической войны.

1-ый резервный полк был дислоциро­ван под Архангельском и лишь изредка (несколько раз в год) привлекался для проведения боевых операций с обычным вооружением, чтобы летный персонал не потерял квалификацию. В начале 1943 г, когда было решено, что угроза химичес­кой войны не столь велика, летный со­став 1-го резервного полка был переучен полетам на американских бомбардиров­щиках «Бостон А-20» и отправлен в дей­ствующую армию.