На службе в Гражданском воздушном флоте

 

В 1938 г некоторое количество СБ-2М-100А было передано Гражданскому воздушному флоту, где они использова­лись на авиалиниях под обозначением ПС-40. Как правило, в ГВФ передавались самолеты, отслужившие срок в ВВС и прошедшие капитальный ремонт. С них демонтировались стрелковые установки, бомбовое вооружение и другое специаль­ное оборудование и приборы. В фюзеля­же ПС-40 было оборудовано три грузо­вых отсека общим объемом 2,58 кубичес­ких метра. Предельный полетный вес ПС-40 не должен был превышать 6400 кг. С лыжным неубираемым шасси скорость ПС-40 у земли составляла 308 км/час, на высоте 3800 м- 341 км/час.

В 1940 г авиационный завод № 89, входивший в состав ГВФ, выпустил но­вую пассажирскую модификацию, по­лучившую обозначение ПС-41. Это были снятые с вооружения скоростные бомбар­дировщики СБ-2М-103, которые переда­вали в ГВФ в качестве почтовых и транс­портных самолетов. Основными отличи­ями от ПС-40 были новые винтомотор­ные установки с двигателями М-ЮЗУ и шасси с убирающимися в полете лыжа­ми, которые прижимались к нижним по­верхностям мотогондол, где были сде­ланы соответствующие зализы-обтека­тели.

Размеры основных лыж 2,8x0,91 м, хвостовой - 0,8x0,32 м. Колесные шасси изменениям не подвергались. Полетная масса новой модификации была значи­тельно увеличена - до 7 тонн. С таким нормальным полетным весом ПС-41 имел скорость 428 км/час на высоте 4000 м и дальность полета 1180 км, при этом платная нагрузка составляла 970 кг.

На базе ПС-41 был создан почто­вый самолет с увеличенной дальностью полета. Эта модификация с теми же мо­торами М-103У получила обозначение ПС-41 бис. Она отличалась установкой двух подвесных баков емкостью по 270 кг бензина каждый. Вес бензина и мас­ла возрос с 1300 до 1730 кг.