Лицензионное производство СБ-2 в Чехословакии

 

Благодаря своим высоким летно-тактическим данным СБ стал первым со­ветским самолетом, лицензионное про­изводство, которого было налажено за рубежом. СБ с двигателями М-100А вы­пускался в Чехословакии, авиационной промышленностью которой с 1937 по 1939 гг было построено около 100 само­летов СБ под обозначением Avia B.71.

16мая 1935 г между правительствами Чехословакии и СССР был заключен до­говор о взаимной помощи, предполагав­ший и сотрудничество в военной области.

Вскоре чехословацкий завод Шкода (Skoda) продал СССР лицензию на гор­ную пушку С-5, отличавшуюся хороши­ми данными. В свою очередь Чехослова­кия получила право на серийное произ­водство бомбардировщика СБ. Лицензионный контракт был подписан в марте 1937 г, он предусматривал постройку 160 самолетов СБ. В апреле того же года был передан первый самолет СБ-2 М-100А в качестве образца. Он был всесторонне испытан чехословацкими летчиками и передан на авиазавод для замены двига­телей: М-100А советского производства были заменены на Avia Hispano Suiza 12 Ydrs (тот же французский двигатель стро­ившийся по лицензии в Чехословакии). После установки новых двигателей про­тотип В-71 впервые поднялся в воздух 2 декабря 1937 г и испытания самолета были продолжены. Авиационный завод Avia, как отделение синдиката Skoda, был выбран для производства лицензи­онного самолета СБ, первые экземпляры которого впервые появились зимой 1938 г под обозначением В.71.

Часть самолетов было продано Со­ветским Союзом, так феврале 1937 г было решено продать Чехословакии 20 бом­бардировщиков СБ-2М-100. В апреле и мае 1938 г чехословацкие экипажи пере­гнали из Киева в Чехословакию 60 пост­роенных в СССР самолетов СБ. Эти са­молеты получили впоследствии обозна­чение В 71.1 -71.61. Чехословацкие экипа­жи прошли переучивание для полетов на СБ в советских авиашколах, где они на­ходились с октября 1936 г. На авиаремон­тном заводе №43 в Киеве на самолетах СБ были установлены двигатели Avia Hispano-Suiza 12 Ydrs. Чешские приборы, оборудование и вооружение для этих са­молетов было установлено на авиазаво­де в Чехословакии. К лету 1938 г пере­гон самолетов был закончен. Он осуще­ствлялся через аэродром Яссы (Румы­ния). За время перелетов при авариях и вынужденных посадках было потеряно 17 самолетов.

Тем временем на авиационном заво­де Avia и его подразделениях Aero и Letov велась подготовка к серийному производству СБ. Был получен заказ на выпуск 101 бомбардировщика и 60 даль­них разведчиков. Однако к осени 1938 г, когда Чехословакия была оккупирована германскими войсками, не было выпущено ни одного лицензионного самолета СБ. Позже их производство было нала­жено на заводах Avia и Aero, но Letov уже не участвовал в выпуске СБ. 48 са­молетов В-71 советской постройки вош­ли в состав 6-го авиаполка в Праге, в его составе было 6 эскадрилий по 8 самолетов в каждой. Три их них предназ­начались для воздушной разведки в со­ставе 2-го авиаполка, дислоцированного в Оломоуц (Olomouc) и две - для 5-го авиаполка в Brno. Однако переучивание чехословацких летчиков, ранее летавших на французском тихоходном бомбардировщике Bloch MB 200, создало ряд про­блем при освоении нового скоростного бомбардировщика. Прежде всего много хлопот доставляла большая посадочная скорость. Чехословацкие летчики жало­вались так же на типичные недостатки СБ: плохая амортизация шасси, сильный шум двигателей и вибрация моторамы, тесные кабины экипажа и т.д.

Несмотря на трудности освоения в производстве нового самолета его вы­пуск постепенно налаживался. Планиро­вался следующий выпуск на разных за­водах: Letov - 40 самолетов В 71.62-101; Aero 50 самолетов В 71.102-151; Avia 70 самолетов В 71.152-222 ( в том числе 60 в варианте разведчика). Однако в даль­нейшем авиазавод Letov не участвовал в выпуске В 71, на Aero было выпущено 45 самолетов и на заводе Avia были пост­роены остальные 66 самолетов. Всего на авиазаводах «Авиа» и «Аеро» было по­строено 111 бомбардировщиков СБ. Большинство выпущенных самолетов были переданы германским Luftwaffe, где они использовались для тренировки личного состава и буксировки воздуш­ных мишеней. Они были в составе не­мецких авиасоединения Fliegerzielgeschwader и 9-ти отдельных эскадри­лий Fliegerzielstaffeln.

Один СБ был на вооружении словац­ких ВВС до августа 1944. Его экипаж по­пытался совершить побег через Турцию, но неудачно.