Участие СБ в военных конфликтах на Дальнем Востоке и Монголии
С 29 июля по 11 августа 1938 г 250 советских самолетов (180 бомбардировщиков и 70 истребителей) участвовало в боевых действиях против японских агрессоров в районе озера Хасан на Дальнем Востоке. Основную мощь ударной группы бомбардировщиков составили самолеты СБ (120 бомбардировщиков). Советские летчики наносили бомбовые и штурмовые удары по противнику в полосе обороны и по его резервам в тылу. Особенно сильный удар был нанесен 6 августа - в день штурма сопки Заозерной. Перед началом штурма была проведена авиационная подготовка, когда в течении полутора часов советская авиация непрерывно бомбила японские войска. Мощные удары бомбардировщиков оказали деморализующее воздействие на противника, понесшего большие потери в живой силе и технике. В боях у озера Хасан впервые в советской авиации была применена практика использования крупных соединений бомбардировщиков (по 27-36 самолетов одновременно). Массированные удары авиации оказали существенную поддержку наземным войскам и способствовали быстрому разгрому японских агрессоров.
В начале 1939 г японские войска, после захвата Китая, нарушили границу с Монголией. Это был явный вызов советским войскам дислоцированным здесь. Монгольская народная республика была верным вассалом СССР, войска которого фактически охраняли её границу. По-этому вторжение японских войск в Монголию было воспринято советским руководством как агрессия против СССР.
Урок, преподанный японским агрессорам у озера Хасан, не пошел им впрок. В мае 1939 г началось вторжение японских войск на территорию Монгольской народной республики в районе реки Халхин-Гол. Верный союзническому долгу, СССР оказал Монголии военную помощь.
На первом этапе конфликта в период майских и июньских боев ситуация в воздухе над Халхин-Голом складывалась не в пользу советских летчиков. Первой армейской группе была придана авиационная группировка в составе трех полков: 22го и 70го истребительных и 150-го полка скоростных (на его вооружении было 29 самолетов СБ). Им противостояли превосходящие силы противника - отборные авиационные соединения, получившие большой опыт боев в Китае.
Чтобы исправить сложившуюся ситуацию в Монголию было срочно переброшено несколько полков бомбардировщиков и истребителей, объединенных в 100ю смешанную авиабригаду. Туда же были посланы советские летчики, получившие боевой опыт в Испании и Китае. К 20 августа авиационная группировка советско-монгольских войск насчитывала в своем составе 515 самолетов, в том числе около 180 бомбардировщиков СБ. Силы японской авиации составляли 303 самолета. В ожесточенных воздушных групповых боях советская истребительная авиация добилась превосходства в воздухе, а советские бомбардировщики нанесли ряд сокрушительных ударов по японским агрессорам. Так, 5 июля 1939 г 18 бомбардировщиков СБ из состава 38 го СБАП, прибывшего в конце мая из Забайкалья в количестве 59 СБ, нанес бомбовый удар по железнодорожной станции Халун-Аршан. Советские бомбардировщики действовали без прикрытия и дважды были атакованы японскими истребителями - на подходе к цели и над станцией. В результате ожесточенного воздушного боя было сбито два самолета СБ, потери японцев составили четыре истребителя И-97.
В период боевых действий с 11 мая по 31 августа советские бомбардировщики совершили 2108 самолето-вылетов, что составило 10,2% от общего количества. Потери советской авиации составили 207 самолетов и 211 летчиков. Основная часть потерь пришлась на истребительную авиацию (160 самолетов), которой принадлежала решающая роль в этой боевой операции. Десятки летчиков были удостоены звания Героя Советского Союза, среди них были летчики-бомбардировщики: командир 38-го СБАП капитан В.И.Артамонов и командир 150 СБАП майор М.Ф.Бурмистров.