СБ в Великой Отечественной 1941-1945 гг

 

Перед войной организационная структура советских ВВС претерпела нео­днократные изменения. Авиация была разделена на армейскую и фронтовую. Первая подчинялась командованию об­щевойсковых армий, а вторая - команду­ющему ВВС округа. Двойственность в управлении отрицательно сказывалась на боевой деятельности авиации, исключая ее массированное применение. Самолеты СБ составляли основу фронтовой бом­бардировочной авиации и входили в со­став бомбардировочных дивизий (БАД), подчиненных командованию военного округа. Так например, 13й БАД Запад­ного особого военного округа (команду­ющий ВВС округа генерал-майор И.И.Конец) состояла из 5-ти авиаполков. Четыре из них были вооружены самоле­тами СБ, пятый - ближним бомбардиров­щиком Су-2. Полки скоростных бомбар­дировщиков состояли из 5-ти эскадри­лий по 12 самолетов в каждом, всего в каждом полку по штату было положено иметь 62 самолета. Звено каждой эскад­рильи состояло из 3-х самолетов, кото­рые являлись основой строя скоростных бомбардировщиков. В групповых поле­тах звенья летали в строю клина, пелен­га, змейки и кильватера. Для бомбоме­тания по узким целям применялась коло­ны звеньев. При бомбометании других целей и отражении воздушных атак пред­почтение отдавалось клину. Ночные по­леты на СБ выполнялись, как правило, в составе не более 2-3 звеньев разомкнутым строем летным составом со специ­альной подготовкой.

Армейская авиация была представле­на смешанными авиадивизиями (САД), которые имели громоздкую структуру. Они состояли из 4-5 полков (истреби­тельных, бомбардировочных и штурмо­вых) и были трудноуправляемыми, что выяснилось в первые же месяцы войны. Доля СБ в армейской авиации была не­значительной.

К началу нападения Германии на Со­ветский Союз 22 июня 1941 г СБ были признаны уже устаревшими, однако они составляли более 90% вооружения частей бомбардировочной авиации. СБ и его модификацией Ар-2 было вооружено 27 полков бомбардировочной авиации, ко­торые прикрывали западные границы СССР. После внезапного нападения Luftwaffe на советские аэродромы была уничтожена значительная часть самоле­тов (1200 только в первый день войны!), не избежали этой участи и СБ.

На Северном фронте численность советских ВВС была незначительной - 275 самолетов (включая ВВС Северного флота). Германские и финские ВВС зна­чительно превосходили их - 547 самоле­тов. Бомбардировочная авиация была представлена всего двумя полками ско­ростных бомбардировщиков: 137ым СБП из состава 1ой САД (28 СБ) и 72ым СБП из состава 55ой САД (34 СБ). СБ активно использовались для бомбарди­ровки финских аэродромов и уничтоже­ния войск противника. Использование СБ в дневное время продолжалось до весны 1942 г. С наступлением полярной ночи они использовались в Заполярье в качестве ночных бомбардировщиков. Позже уцелевшие СБ из двух полков были переданы в 80 БАП, где они участвовали в налетах совместно с Пе-2 до конца 1942 г. В этом случае СБ из-за более низкой скорости летели отдельным эшело­ном и, как правило, наносили удар после атаки пикирующих бомбардировщиков.

В Прибалтийском особом военном округе (командующий ВВС генерал А.П.Ионов) было 1211 самолетов. Самолеты 1-го Воздушного флота в первый же день войны нанесли удар по 11 аэродромам. По неполным данным общие потери ВВС на прибалтийском направлении составили 22 июня около 100 самолетов. Советс­кие летчики в этих трудных условиях сумели нанести ответный удар - в 10 час 02 мин СБ 40-го БАП из состава 6-й САД совершили удачный налет на Кенигсберг, Тоураген и Мемель и, несмотря на мощ­ный зенитный огонь, вернулись без по­терь. Это был первый удар советских бомбардировщиков по военным объек­там в тылу противника.

Однако это было редкое исключе­ние, а правилом было другое : 30 июня бомбардировщики из состава ВВС КБФ бомбили 41-й и 56-й механизированные немецкие корпуса, прорвавшиеся на пра­вый берег реки Западная Двина и начав­шие быстрое продвижение на Псков и Таллин. В налете участвовали 32 само­лета ДБ-3 и ДБ-ЗФ от 1го и 57го Минно-торпедного авиаполка и 14 73-го СБАП. В результате воздушных боев над полем боя было сбито 20 самолетов ДБ-3 и 11 СБ, а три полка потеряли боеспо­собность и были отправлены на переформирование. Другой пример: 1 июля 1941 летчики 2ой САД из состава 8ой Авиабригады ВВС КБФ участвовали в налете на 4-ю танковую группу в районе рек Западная Двина и Великая. Налет осу­ществлялся без сопровождения истребите­лей. Восемь немецких истребителей Messerschmitt Bf 109F из 1ой Staffel/JG 54 перехватили 9 СБ в районе Идрица и пос­ле 12-минутного боя сбили все самолеты. Особо драматические события раз­вернулись на центральном участке совет­ско-германской границы, который на протяжении 470 км от Гродно до Бреста прикрывал Западный военный округ в составе трех армий. Каждая армия окру­га с приданной ей САД оборонялась в полосе шириной 150 км. На правом флан­ге находились войска 3й армии, в состав которой входила Пая САД, имевшая один бомбардировочный полк, где лет­ный состав проходил переучивание с СБ на Пе-2. На центральном участке нахо­дилась 10ая армия с приданной ей 9ой САД, в состав которой входил один полк скоростных бомбардировщиков (13-й СБП), на вооружении которого было 29 самолетов СБ и 22 самолета Ар-2. Левый фланг прикрывала 4-ая армия с придан­ной 10ой САД, в состав которой входил также один полк на СБ(39ый СПБ). Кро­ме этого, СБ находились на вооружении 12ой и Пой бомбардировочных дивизий, подчиненных штабу ВВС Западного осо­бого военного округа.

Потери на центральном участке фронта в первый день войны так же были ужасными: 9-я САД потеряла 347 само­летов из 409 (комдив генерал С.А.Черных был арестован и 27-го июня рас­стрелян по приказу Сталина), 10ая САД потеряла 180 самолетов из 231 и 11ая САД - 127 из 199. Всего в первый день войны ВВС Западного фронта потеряли 738 самолетов из 1789, узнав об это ко­мандующий ВВС Западного особого военного округа генерал-майор И.И.Копец застрелился...

Большие потери понесли в первые дни и бомбардировочные полки, воору­женные СБ. Так 22-го июня аэродром 39ый СПБ четырежды подвергался ата­кам немецких самолетов, в результате чего было уничтожено на земле 43 СБ и 5 Пе-2. После первого налета немецких самолетов 18 самолетов СБ сумели взле­теть и 7 час утра атаковали немецкие тан­ковые и моторизованные части, пере­правлявшиеся через реку Буг. Было за­фиксировано одно попадание в перепра­ву. Этот успех дорого обошелся советс­ким летчикам, немцам удалось сбить все 18 бомбардировщиков на обратном пути.

Немцы были поражены фанатиз­мом и упрямством русских пилотов, ко­торые не уклонялись от огня зенитной артиллерии и не делали никаких защит­ных маневров, когда на них пикировали немецкие истребители. Их потери были огромными. Часто не удавалось уцелеть ни одному самолету из группы, участво­вавшей в налете. Но они прилетали сно­ва и снова. Презрение к смерти и бессмыс­ленность жертв была для немцев загадкой русской души.

На Юго-западном фронте советская авиация была представлена ВВС Киевского особого военного окру­га (командующий генерал Е.С.Птухин, арестован и рас­стрелян в середине лета 1941 г), на вооружении которого находилось 1913 самолетов различных типов.

Основу бомбардировочной авиации фронта соста­вили 11 полков ближних бомбардировщиков: в них име­лось 516 самолетов, в том числе 251 бомбардировщик СБ. Имелось также небольшое количество Ар-2.

Против Киевского округа действовал 5-ый Авиакор­пус из состава 4го Воздушного флота Luftwaffe. В пер­вый день войны ВВС Киевского округа потеряли по неполным данным 277 самолетов на земле.

Наименьшего успеха добились немецкие и румынс­кие ВВС на участке Одесского военного округа. Ко­мандующему ВВС Одесского округа генерал Ф.Г.Мичугину удалось перебазировать к рассвету 22 июня авиацию с постоянных аэродромов на оперативные и бла­годаря этому спасти основную часть авиации округа. Дей­ствовавший против советских войск 4ый корпус Luftwaffe был наиболее слабым по численности среди сил вторже­ния, его ударами по 6 аэродромам было уничтожено на земле 142 и сбито 16 советских самолетов. Наибольшие потери понес 45ый СПБ из состава 20ой САД.

ВВС Черноморского флота были приведены в опе­ративную готовность номер 1 за несколько минут до нападения противника и успешно отразили первые на­леты германской и румынской авиации. Несмотря на большие потери, СБ активно использовались в боевых действиях первого, самого трудного периода войны, летая без прикрытия истребителями в условиях полно­го господства немецкой авиации. Практически полное отсутствие на СБ бронезащиты экипажа и жизненно важных частей самолета (в первую оче­редь бензобаков), наличие слабого за­щитного вооружения приводило к боль­шим потерям.

Полное господство германской авиа­ции ограничивало возможности исполь­зования СБ днем без прикрытия истреби­телей и вынудило советское командова­ние перейти к их применению в каче­стве ночных бомбардировщиков. Пол­ки «ночников» на СБ и Ар-2 использова­лись на фронтах Великой отечественной войны вплоть до середины 1943 г.

 

СБ: специальная миссия в Иране в 1941 г

 

С нападением Германии на СССР лет­чики 1 го СПБ, дислоцированного в Аш­хабаде ожидали скорейшей переброски на фронт. Вместо этого полку было предписано перелететь на юг Туркмении на аэродром Гарган.

Так начиналась подготовка войны с Ираном, войны незаметной и неизвест­ной. С началом военных действий на Во­сточном фронте иранское правительство под влиянием успехов вермахта выбира­ет прогерманскую ориентацию. В Иране появляются в большом количестве гер­манские агенты, фашистская Германия стремилась расширить сферу своего вли­яния. Своими действиями иранское пра­вительство фактически нарушило совет­ско-иранский договор 1921 г и этим со­здавался еще один возможный плацдарм нападения на СССР. К тому же террито­рия Ирана была удобно удобной пло­щадкой для переброски военной техни­ки, получаемой СССР по ленд-лизу от западных стран. В этих условиях в кон­це августа 1941 г СССР и Англия по вза­имному соглашению осуществили воору­женное вторжение в Иран.

1-й СПБ принял деятельное участие в этой войне. За месяц летчики полка произвели 65 самолето-вылетов на раз­ведку и бомбометание. Полеты проводи­лись в условиях полного отсутствия со­противления со стороны противника. Иранская кампания завершилась быстро и победоносно. Полк не понес боевых потерь, лишь несколько самолетов по­лучили повреждения. Были отмечены случаи потери ориентировки и даже бом­бежки своей территории. Отсутствие со­противления противника привело к недо­четам в летной работе, пришлось под­тянуть дисциплину и заняться учебной подготовкой. 7-го октября 1941 г пришел приказ о переброске 1-го СПБ на фронт под Москву, где в то время шли тяжелые оборонительные бои. Так закончилась неизвестная война в Иране.

 

СБ наводчики самолетов-снарядов

 

15-го октября 1941 г в районе Кали­нина под Москвой специальным само­летом-снарядом ТБ-3 была разрушена переправа через Волгу. Система телеме­ханического самолета (ТМС), созданная еще в 1939 г, позволяла управлять само­летом-снарядом, начиненном тротилом, с самолета сопровождения на расстоянии от 50 м до 30 км. В 1941 г система ТМС была применена на практике в 81ой ди­визии дальних бомбардировщиков. В качестве самолета-наводчика использо­вались СБ, оснащенные радиоуправляе­мой аппаратурой. В воздушном строю впереди летели ТБ-3, а за ними на рас­стоянии 150-200 м - СБ. Управляемые по радио тяжелые бомбардировщики без участия летчиков выполняли различные эволюции: разворот, снижение, подъем.

Взлет самолетов-снарядов ТБ-3 с аэродро­мов осуществлялся летчиками, которые покидали самолет на парашютах после на­бора высоты 2000 м, дальнейший полет до цели вели самолеты-лидеры СБ.

 

СБ буксировщики планеров

 

Снятые с вооружения самолеты СБ продолжали применять для других це­лей. Так, они стали использоваться в качестве буксировщиков десантных плане­ров А-7. Для этих целей использовался учебный вариант УСБ, пассажирские ва­рианты ПС-40 и ПС-41 и другие моди­фикации СБ.

В 1942 г в Научно-исследовательс­ком институте Гражданского воздушно­го флота были проведены сравнительные испытания так называемых воздушных поездов (или аэропоездов) в составе са­молета ПС-40 и одного или двух планеров. Были испытаны следующие вариан­ты: ПС-40 и планер БДП (этот планер конструкции Н.Н.Поликарпова брал на борт 20 десантников); ПС-40 и планер А-7 (десантный восьмиместный планер конструкции О.А.Антонова «Рот фронт-8», его армейское обозначение А-7) и ПС-40 с двумя планерами А-7.

На основании испытаний и опыт­ной эксплуатации этих аэропоездов вы­яснилось, что наиболее удачным вариан­том является сочетанием ПС-40 с одним планером А-7. В результате испытаний аэропоезда «самолет ПС-40 + планер А-7» ( полетный вес ПС-40 - 6660 кг, пла­нера А-7 - 1730 кг) были получены следу­ющие результаты: разбег 485 м; скорость при крейсерском режиме работы моторов 262-266 км/час и дальность полета 1000 км. После испытаний именно этот тип аэропоезда был внедрен в эксплуатацию.

СБ использовались так же в авиа­ционных школах в качестве буксировщи­ков мишеней и для подготовки экипажей фронтовых бомбардировщиков.

 

На вторых ролях до конца войны

 

После снятия с вооружения СБ пере­давались В ГВФ и специальные подраз­деления ВВС, где использовались в тылу и на фронте в качестве транспортных самолетов, выполнения специальных заданий командования (сброс боепри­пасов и продовольствия окруженным частям, выброс диверсантов в тылу про­тивника, курьерская связь и др). По ар­хивным данным удалось проследить ис­пользование СБ в следующих частях.

3ая ОАДС (Отдельная авиационная дивизия связи) была сформирована с началом войны для обслуживания Глав­ного командования Красной Армии. Она обеспечивала воздушную связь Главно­го командования со штабами фронтов и других соединений. Другой важной це­лью этой дивизии было выполнение спе­циальных заданий Главного командова­ния по обеспечению связью со специ­альными подразделениями (партизанс­кими, диверсионными, разведывательны­ми etc.), которые работали под непос­редственным руководством Генерально­го штаба Красной армии.

АНТ-40 (так официально назывались в документах бывшие СБ) использовал­ся в качестве скоростного связного само­лета. Первое время отсутствие такого типа самолета тормозило боевую работу дивизии. Поэтому по инициативе инже­нерно-технических работников дивизии было предложено использовать для этой цели самолеты АНТ-40. Для этой цели были собраны в дивизию из состава ГВФ самолеты ПС-40 и ПС-41, а также получена значительная часть СБ из ВВС Красной армии. Все собранные самоле­ты силами инженерно-технического пер­сонала дивизии были приведены в лет­ное состояние, произведена их передел­ка под связной вариант, снято бомбар­дировочное вооружение с боевых СБ и установлено пулеметное вооружение на самолетах ГВФ. Количество самолетов АНТ-40 в дивизии по годам распределя­ется следующим образом: на 1.01.42 -10; на 1.01.43 - 11; на 1.01.44 - 12 и на 1.01.45 - 30 самолетов. Со второй поло­вины 1943 г и весь 1944 г АНТ-40 был основным самолетом по доставке опера­тивной документации Генерального штаба Красной армии на фронтах Вели­кой Отечественной войны.

Из успешных операций можно отме­тить использование АНТ-40 для обес­печения связи с осажденным Ленингра­дом на протяжении почти всего перио­да его блокады. На этих самолетах в Ле­нинград систематически доставлялись фельдъегерская почта, офицеры связи, военный груз, матрицы центральных га­зет. Из Ленинграда, кроме фельдъегерс­кой почты, вывозилось ценное оборудо­вание и другие грузы. Рейсы в блокиро­ванный Ленинград совершались на бре­ющем полете через Ладожское озеро ча­сто в условиях плохой погоды и при не­посредственной опасности встречи с ис­требителями противника. Эти задачи успешно выполнялись летчиками диви­зии, о потерях архивные данные не сооб­щают, хотя они несомненно были. За вре­мя войны самолеты АНТ-40 налетали в 3ей ОАДС 29985 часов, из них в 1941 -614; в 1942 - 4880, в 1943 - 8409, в 1944 -15500 и в 1945-612 часов.

23ий ОАП (Отдельный авиаполк) из состава ГВФ имел на вооружении са­молеты АНТ-40 использованных в ка­честве транспортных самолетов. В авгу­сте 1942 г они наряду с самолетами дру­гих типов использовались для сброса боеприпасов и продовольствия частям 46ой Горно-стрелковой армии в районе Кавказского хребта. В 1942-1943 гг эти самолеты использовались для переброс­ки летно-технического состава и техни­ческого имущества 4-й и 5-й Воздушных армий для доставки горючего на Юго-западном фронте и Кубани. С июля 1943 г 23й ОАП вошел в состав 2-й Воздуш­ной армии и обеспечивал снабжение бо­евых частей этой армии боеприпасами, горючим и запчастями в период Курской битвы.

Те же задачи полк выполнял при фор­сировании Днепра и освобождении Ук­раины. Количество самолетов АНТ-40, состоявшие на вооружении 23го ОАП, распределялось по годам следующим об­разом: на 1.09.42 - 7, на 24.04.43 - 6, на 1.07.44 - 6,на 1.01.45 - 1 самолет.

87-й ОАП (Отдельный авиаполк) из состава ГВФ имел на вооружении не­сколько самолетов АНТ-40, использовав­шихся для связи и перевозки грузов до октября 1943 г.