Самолет «103» 2АМ-37

 

В 1939 году группа Туполева получи­ла задание создать скоростной бомбар­дировщик, который развивал бы ско­рость, сравнимую со скоростью истреби­теля. Новый бомбардировщик должен был нести тяжелые бомбы на внутренней подвеске и сбрасывать их в пике. Само­лет должен был летать в тяжелых погод­ных условиях, днем и ночью. В результа­те появился двухмоторный пикирующий бомбардировщик «103». Первые наброс­ки были готовы в конце 1939 года, а в феврале 1940 года были готовы общие чертежи. Тем временем КБ Туполева перевели из Болыпевской колонии на авиа­завод № 156.

29 февраля 1940 года Специальное техническое бюро НКВД, в состав кото­рого входил коллектив Туполева, высту­пило с просьбой, чтобы самолет «ФБ» 2М-120 («103») включить в план построй­ки прототипов на 1940 год. С марта 1940 года бомбардировщик «ФБ» уже офици­ально получил номер 103.

21 апреля 1940 года макет самолета «103» осмотрела комиссия и одобрила его. В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) № 239 от 1 июня 1940 года завод №156 должен был построить три прото­типа «103»: один с двигателями АМ-35А, а второй и третий с двигателями М-120ТК-2. Первый прототип следовало представить к государственным испытани­ям к январю 1941 года, а второй и третий -в марте и мае того же года. Конструкторы должны были подготовить чертежи для варианта с двигателями АМ-35А.

Сборку самолета «103» начали в мае 1940 года. В эти дни советская делегация нанесла визит в Германию. Немцы про­демонстрировали многие новые машины, в том числе двухмоторный Ju 88. Пред­ставителям советских ВВС понравилась идея поместить экипаж в носовой каби­не. Появилось предложение использо­вать такую кабину на «103». Предложе­ние исполнили. Самолет подвергся пере­работке. Одновременно с новой кабиной в состав экипажа ввели четвертого члена - штурмана, который должен был сидеть рядом с пилотом. Организовали также еще одну огневую точку. Получившаяся моди­фикация называлась «103У» (АНТ-59).

С мая 1940 года работы повелись в трех направлениях.

Самолет «103» 2АМ-37

Самолет «103У» 2АМ-37

Самолет «103» («103В») 2М-120

В июле 1940 года приступили к пост­ройке прототипа «103У». Первым завер­шили «103» 2АМ-37. Готовый самолет разобрали и перевезли на аэродром НИИ ВВС в Чкаловске. 4 декабря 1940 года приказом НКАП (Народный комиссари­ат авиационной промышленности) № 689 укомплектовали экипаж для испытаний прототипа. Первым пилотом назначили М. А. Нючтикова, вторым пилотом - Ф.Ф. Опадчего, а штурманом - A.M. Акопяна. 8 января 1941 года самолет собрали и через три недели провели первый полет. Заводские испытания продолжались до мая 1941 года. В июне и июле проходили государственные испытания машины. Прототип «103» показал следующие ха­рактеристики:

Двигатели: 2 АМ-37 жидкостного ох­лаждения, мощностью по 1400 л.с.

Винты: трехлопастные ВИШ-61Т ди­аметром 3,4 м

Длина: 13,2 м

Размах: 18,8 м

Высота: 4,5 м

Нормальная взлетная масса: 9950 кг

Максимальная взлетная масса: 10992кг

Нормальная бомбовая нагрузка: 1000 кг

Максимальная бомбовая нагрузка: 2000 кг

Максимальная скорость: 635 км/ч на высоте 8000 м

Скороподъемность: 5000 м за 8,6 мин

Потолок: 10600 м

Разбег: 440 м

Пробег: 730 м

Вооружение 2 ШВАК калибра 20 мм, 4 ШКАС калибра 7,62 мм

Экипаж: 3 человека.

Характеристики самолета «103» дела­ли его одним из лучших в мире бомбар­дировщиков в своем классе. Самолет мог наносить удары как по площадям, так и по точечным целям с горизонтального полета или из пике. Самолет мог нести бомбы массой от 100 до 1000 кг. Насту­пательное вооружение дополняли две 20-мм пушки ШВАК и два 7,62-мм пулеме­та ШКАС. Еще два пулемета прикрыва­ли заднюю полусферу. Места членов эки­пажа защищались броней, все бензобаки имели самогерметизирующиеся стенки и систему заполнения инертным газом. Самолет «103» 2АМ-37 развивал ско­рость, сравнимую со скоростью совре­менных ему истребителей.