Самолет «103В» 2М-82

 

Третий самолет «103В» (В - высот­ный) планировалось оснастить двигате­лями М-120 с турбонаддувом ТК-2. Но было одно «но» - весной 1939 года дви­гателей М-120 еще не существовало в металле. Поэтому их решили заменить звез­дообразными моторами М-82 мощнос­тью 1330/1700 л.с. Предполагалось, что машина будет готова к 15 августа 1941 года. Однако из-за эвакуации сроки вы­держать не удалось. Недоделанный само­лет «103В» отправили в Омск на завод № 166. Существовало и другое «но» - заво­да № 166 также еще не существовало. Имелся только пустой недостроенный цех, где и следовало собирать самолеты. Прототипы и первые машины собира­лись под натянутым вместо крыши бре­зентом.7 октября 1941 года А.Н. Туполе­ва назначили на должность главного кон­структора завода № 166.

В октябре 1941 года закончили сбор­ку прототипа «103В» 2М-82 («60»), а 12 ноября 1941 года скомплектовали экипаж для опытного полета: пилот М.П. Васякин, штурман Н.М. Панченко, инженер Ю.К. Стоман. Чтобы не терять времени, заводские и государственные испытания проходили одновременно.

Самолет облетали 15 декабря 1941 года, а цикл испытаний длился до 22 ав­густа 1942 года. Столь растянутые сроки объяснялись крайне ненадежными двига­телями М-82А. Их отказы постоянно за­ставляли переделывать крылья и мото­гондолы. В августе 1942 года самолет уже заметно отличался от себя самого в де­кабре 1941.

В период испытаний машине присво­или обозначение Ту-2, которое официально было закреплено приказом НКАП № 234 от 28 марта 1942 года. Характери­стики самолета были следующие:

Двигатели: 2 звездообразных М-82А воз­душного охлаждения мощностью 1330 л.с.

Винты: трехлопастные АВ-5-167 диа­метром 3,8 м

Длина: 13,7 м

Размах: 18,8 м

Высота: 4,55 м

Нормальная взлетная масса: 10343 кг

Максимальная взлетная масса: 11773 кг

Нормальная бомбонагрузка: 1000 кг

Максимальная бомбовая нагрузка: 3000 кг

Максимальная скорость: 530 км/ч на высоте 3200 м

Максимальная скорость у земли: 460 км/ч

Посадочная скорость: 152 км/ч Скороподъемность: 4500 м за 8,86 мин Потолок: 9000 м

Дальность полета: 2000 км

Разбег: 516м

Пробег: 640 м

Вооружение: 2 ШВАК калибра 20 мм, 5 ШКАС калибра 7,62 мм, 10 реактивных снарядов PC-132 или РС-82

Экипаж: 4 человека.

Серийный выпуск Ту-2 начался еще до официального завершения государствен­ных испытаний. Машины первой произ­водственной серии собирались из деталей, изготовленных еще в Москве для «103У». Планеры первой серии несли обозначение «103ВС» (с марта 1942 года Ту-2 2М-82). Первая серия из пяти Ту-2 была готова уже в апреле 1942 года. Другую серию - также пять штук - собрали в апреле-мае.

До конца октября, когда выпуск Ту-2 прекратился, завод № 166 дал 80 машин. Некоторые из них представляли собой раз­ведчики, но большинство выпустили в ва­рианте фронтового бомбардировщика.

В апреле 1942 года три серийных Ту-2, выпущенных заводом № 166, передали для войсковых испытаний. Первый этап испытаний проходил в тылу, на подмосковном аэродроме в Чкаловске. Облетывали само­леты экипажи из числа сотрудников НИИ ВВС. Первый этап испытаний закончился 29 июля 1942 года. К боевым испытания удалось приступить лишь в сентябре 1942 года, когда удалось добиться от двигате­лей М-82 достаточно надежной работы.

Определить характеристики «103В» точно не представлялось возможным из-за того, что моторы М-82 недобирали мощности. Недостатки, отмеченные в конструкции самолета, исправляли уже в ходе серийного выпуска. Чтобы оконча­тельно определить характеристики ма­шины, из числа выпущенных машин на испытания взяли самолет с серийным номером 100308. В его конструкции учли все пожелания, высказанные в ходе госу­дарственных и заводских испытаний.

Самолет «100308» проходил испыта­ния с 13 сентября по 28 октября 1942 года на уральском аэродроме Кольцове. Ис­пытания были прерваны аварией, в ходе которой самолет пришлось сажать на

брюхо. До этого удалось совершить 44 полета общей длительностью 32 часа. Были определены многие характеристи­ки самолета «100308»:

Двигатели: 2 звездообразных М-82 воз­душного охлаждения мощностью 1700 л.с.

Винты: трехлопастные АВ-5-167А диа­метром 3,8 м

Длина: 13,3 м

Размах: 18,86м

Высота: 4,13 м

Площадь крыла: 48,52 м2

Нормальная взлетная масса: 10537 кг

Максимальная взлетная масса: 11768 кг

Нормальная бомбонагрузка: 1000 кг

Максимальная бомбовая нагрузка: 2000 кг

Максимальная скорость: 521 км/ч на высоте 3200 м

Потолок: 9000 м

Дальность полета: 2020 км

Вооружение: 2 ШВАК калибра 20 мм, 3 ШКАС калибра 7,62 мм, 10 реактивных снарядов PC-132 или РС-82

Экипаж: 4 человека.

В ходе испытаний определилось, что Ту-2 - современный бомбардировщик, отличающийся большой бомбонагрузкой, большой дальностью полета, мощ­ным оборонительным вооружением, а также обладающий высокими летными качествами и легкий в пилотировании.

Но к самолету предъявили и ряд пре­тензий. Скорость на высоте 6000 м была на 66 км/ч меньше ожидаемой, практический потолок также не превышал 6000 м. Все недостатки объяснялись неудовлетворительной работой двигателей М-82. Даже удачные войсковые испытания не спасли Ту-2. Приказом ГКО № 763 от 10 октября 1942 года серийный выпуск Ту-2 прекрати­ли. Завод № 166 переключился на выпуск истребителей Як. Туполев отправился в Москву, защищать свою машину, но по­пасть в высокие кабинеты ему не удалось, и судьба Ту-2, казалось, была решена.

К самолету Ту-2 вернулись год спус­тя, после битвы на Курской Дуге. К тому времени Ту-2 был заметно усовершенствован. Его конструкция была упроще­на с технологической точки зрения. Са­молет стал легче в эксплуатации, а также отличался лучшими характеристиками. Поврежденный в ходе государствен­ных испытаний самолет отремонтирова­ли. Его испытания продолжались в Мос­кве, куда вернулось туполевское КБ (в ноябре 1943 года). Очередная серия испы­таний проходила в период с 19 марта по 28 апреля 1943 года. Доработанная машина показала следующий рост скоростей:

На 6 км/ч у земли при штатном режи­ме работы двигателя;

На 12 км/ч на второй передаче над­дува;

Скорость 545 км/ч развивалась на фор­саже при второй передачи турбонаддува.