Скоростной дневной бомбардировщик Ту-2

 

В мае 1944 года был готов самолет СДБ (скоростной дневной бомбардиров­щик). Благодаря большой скорости и высокому потолку самолет мог уходить от истребителей противника и совершать дневные налеты на объекты. Самолет был создан как наш аналог английского «Mosquito».

Первый СДБ (обозначенный в ОКБ Туполева как «63/1») представлял собой модификацию прототипа «103», осна­щенного двумя моторами АМ-37. В ходе переделки в конструкцию самолета вне­сли следующие изменения:

На место двигателей АМ-37 устано­вили двигатели АМ-39 жидкостного ох­лаждения мощностью 1870 л.с. с винта­ми АВ-5ЛВ-22А диаметром 3,6 м;

Сняли аэродинамические тормоза, панель управления шасси и створками бомболюка, сняли два пулемета - один верхний и нижний;

Экипаж сократили до двух человек.

Первый полет СДБ совершил 21 мая 1944 года. Экипаж составляли пилот А.Д. Перелет и инженер Б.Н. Гроздов. Завод­ские испытания завершились к 31 мая, после чего самолет направили на госу­дарственные испытании, длившиеся с 5 июня по 6 июля 1944 года. Самолет по­казал следующие характеристики:

Взлетная масса: 10100 кг

Нормальная бомбовая нагрузка: 1000 кг

Максимальная бомбовая нагрузка: 2000 кг

Максимальная скорость: 645 км/ч на высоте 6650 м

Скороподъемность: 5000 м за 7,45 мин

Техническая дальность полета: 1830 км

В целом самолет удовлетворил требо­вания к нему, но потребовалось внести в его конструкцию несколько незначитель­ных изменений. Пожелания военных учли во втором прототипе, который получил обозначение «63/2». В отличие от своего предшественника, «63/2» создали на базе серийного Ту-2. Он отличался следующи­ми деталями:

Новое одностоечное шасси;

Улучшенный обзор из кабины пило­та и стрелка;

Увеличенная с 4,37 до 5,81 м2 пло­щадь хвостового оперения;

Места экипажа оснащены бронезащитой, а численность экипажа увеличи­лась до трех человек;

На самолет поставили новые двига­тели АМ-39Ф;

Вооружение усилили двумя 12,7-мм пулеметами.

Государственные испытания второго СДБ длились с 5 апреля по 16 мая 1945 года. Самолет показал следующие харак­теристики:

Взлетная масса: 10925 кг

Нормальная бомбовая нагрузка: 1000 кг

Максимальная бомбовая нагрузка: 4000 кг

Максимальная скорость: 640 км/ч на высоте 6850 м

Скороподъемность: 5000 м за 8,7 мин

Потолок: 10000 м

Техническая дальность полета: 1530км

Самолет «63/2» по своим характерис­тикам значительно превосходил все со­ветские и иностранные самолеты своего типа, в том числе и «Mosquito», но реко­мендации в серию не получил из-за пло­хого обзора из кабины штурмана. В 1946 году «63/2» переделали в двухмоторный истребитель-перехватчик «63П».

Чтобы улучшить условия работы штурмана, Туполев приступил к созда­нию нового бомбардировщика на базе Ту-2, оснащенного двигателями АМ-39ФНВ (жидкостного охлаждения с не­посредственным впрыском топлива мощ­ностью 1850 л.с.). Самолет был готов в мае и получил заводское обозначение «68». Этот новый фронтовой бомбарди­ровщик обозначался как Ту-10 или Ту-4. От серийного Ту-2 он отличался в следу­ющих деталях:

Увеличенная площадь остекления в носовой части фюзеляжа, три бортовых окна заменены одним большим. В цент­роплан перенесли радиаторы;

Установлены двигатели АМ-39ФНВ;

Изменили планировку кабины штурмана и стрелка-радиста, модифи­цировали огневую точку в нижней час­ти фюзеляжа.

Заводские испытания продолжались с 17 мая по 8 июня 1945 года, а государ­ственные с 28 июня по 30 июля 1945 года. В испытаниях участвовал экипаж в соста­ве: пилот А.Д. Перелет и инженер Б.Н. Гроздов. Характеристики самолета:

Двигатели: два АМ-39ФНВ

Винты: трехлопастные АВ-5ЛВ-22А диаметром 3,6 м

Взлетная масса: 11370 кг

Нормальная бомбовая нагрузка: 1000 кг

Максимальная бомбовая нагрузка: 4000 кг

Максимальная скорость: 635 км/ч на высоте 7100 м

Скороподъемность: 5000 м за 11,1 мин

Потолок: 9800 м

Техническая дальность полета: 1660 км

Вооружение: две 20-мм пушки и три 12,7-мм пулемета

Экипаж: 4 человека

Испытания не завершили, так как во время 35-го полета пришлось сажать ма­шину на брюхо. Ремонт длился с 30 июля по 16 ноября 1945 года, после чего бом­бардировщик направили на повторные заводские испытания. Испытания дли­лись до 8 февраля 1946 года. Перед госу­дарственными испытаниями самолет ос­настили новыми винтами АВ-5ЛВ-166Б диаметром 3,8 м. Характеристики само­лета несколько ухудшились:

Максимальная скорость: 612 км/ч на высоте 6900 м

Скороподъемность: 5000 м за 11,7 мин

Потолок: 9550 м

Техническая дальность полета: 1710 км

После испытания «68» передали на завод с целью устранить все обнаружен­ные дефекты. Тут же на самолет устано­вили новые моторы АМ-39ФН2 и четырехлопастные винты АВ-9к-22а диамет­ром 3,6 м. Машина получило новые бо­лее крупные шайбы руля с триммерами, а угол заклинивания горизонтального стабилизатора уменьшили до 1°30'. Пос­ле этой переделки начались заводские (24.05 -10.08.1946) и государственные (16.09 -20.11.1946) испытания. В этот пе­риод самолет, обозначаемый как Ту-4, имел следующие характеристики:

Взлетная масса: 11650 кг

Максимальная скорость 634 км/ч на высоте 7550 м

Скороподъемность: 5000 м за 10 мин

Потолок: 10450 м

Техническая дальность полета: 1740 км

В рапорте об испытаниях в НИИВВС оценили самолет «68» 2АМ-39ФНВ2 как удачную машину, которую можно при­нять на вооружение, если дальность по­лета будет доведена до 2100 км.

Приказом НКАП № 268 от 28 июня 1946  года самолет «68» с двигателями АМ-39ФН2 и винтами АВ-5ЛВ-22А был направлен в серию. Выпуском самолета занялся завод № 1 в Куйбышеве. В начале 1947  года завод выпустил первые десять серийных машин, известных как Ту-10.