Торпедоносец

 

Высокие летные качества самолета Ту-2 послужили толчком к попыткам со­здать на его базе самолет-торпедоносец. В июне 1944 года ОКБ Туполева разра­ботало чертежи торпедоносца Ту-2, а в конце года на самолете Ту-2 АШ-82ФН с серийным номером «9/14» выпуск завода № 23 превратили в торпедоносец. На са­молет установили держатели торпед ТД-44 и прицел ПТН-5. Самолет мог нести торпеды 45-36-АН и АНУ со стабилиза­торами ЦАГИ. Получившийся таким образом Ту-2Т направили на одновре­менные заводские и государственные ис­пытания, продолжавшиеся с 13 февраля по 5 апреля 1945 года. Самолет испыты­вался с двумя и одной подвешенной тор­педой массой по 966 кг. Характеристики самолета были следующие (в скобках ва­риант с двумя торпедами):

Взлетная масса: 11423 (12389) кг

Максимальная скорость:

На высоте 1000 м: 482 (471) км/ч

На высоте 2000 м: 498 (488) км/ч

На высоте 3000 м: 489 (415) км/ч

Дальность полета: - (2075) км при массе 12400 кг

Разбег: 540 (605) м

Пробег: 580 (560) м

Комиссия подтвердила, что Ту-2Т 2АШ-82ФН успешно прошел испытания. Самолет приняли на вооружение в каче­стве морского торпедоносца.

Ту-2Т серийно выпускался на заводе № 23 в 1946-1948 г.г. В 1947 году начался выпуск самолетов, способных нести ра­кетные торпеды PAT. В 1947-1948 годах советский ВМФ располагал несколькими минно-торпедными авиаполками (МТАП), оснащенными самолетами Ту-2Т. К 1950 году на Ту-2Т летали только три полка. Это были:

5-й МТАП черноморского флота;

66-й МТАП балтийского флота;

52-й МТАП тихоокеанского флота.

Часть самолетов продали Болгарии, где они состояли на вооружении 25-го МТАП. Поставки Ту-2Т растянулись, и последние части закончили переход на этот тип самолета лишь в 1952 году, ког­да на вооружение приняли уже реактив­ные торпедоносцы Ту-14Т.

В 1948 году ОКБ Туполева создало на базе Ту-2 2АШ-82ФН (серийный номер «20/56») дальний торпедоносец. Кроме торпедного оборудования самолет осна­стили дополнительным бензобаком объе­мом 1000 л. Государственные испытания самолета продолжались с 8 июля по 12 сентября 1948 года. Машина показала следующие результаты:

Максимальная скорость: 501 км/ч с двумя торпедами

Потолок: 7750 м

Дальность полета: 2510 км при массе 13500кг

Дальность полета с одной торпедой: 3230 км при массе 12880 кг.

Самолет «20/56» успешно прошел ис­пытания и был принят на вооружение в качестве дальнего торпедоносца.

Следующим дальним торпедоносцем был самолет «62Т», переделанный из пя­тиместного «62». Переделку проводили в июле 1946 года. Изменения были такие:

В бомбоотсек установили дополни­тельный топливный бак объемом 1050 л;

Под центропланом смонтировали держатели для двух торпед;

Усилили шасси, оснастив самолет аме­риканскими 47-дюймовыми колесами.

Заводские испытания проходили с 2 августа по 28 сентября 1946 года. Пило­тами были Ф.Ф. Опадчий и В.П. Морунов, а ведущим инженером Морозов. Первый полет состоялся 2 августа 1946 года. Через девять дней самолет переле­тел на Кубинку, где участвовал в авиа­ционном параде. Испытания возобнови­лись 20 августа на Центральном аэродро­ме. 10 сентября 1946 года самолет снова перебазировался, прибыв на аэродром Раменское для прохождения государ­ственных испытаний. 28 сентября 1946 года произошел пожар левого двигателя, и до 27 декабря самолет находился в ре­монте. 2 января 1947 года машина верну­лась в НИИ ВВС. Испытания продолжа­лись до 3 марта. Удалось добиться даль­ности полета 3800 км. Это был лучший результат среди всех советских морских самолетов. Однако остальные характери­стики машины оставляли желать лучше­го. В мае 1947 года самолет «62Т» послу­жил базой для создания машины «69» (Ту-8), о которой рассказывалось выше.