Другие модификации на базе серийного Ту-2, созданные в ОКБ Туполева
В 1946 году была сконструирована и установлена на одном из серийных Ту-2 с двигателями АШ-82ФН (серийный номер «13/41») батарея из 88 пистолетов-пулеметов ППШ. Это был пехотный пистолет-пулемет калибра 7,62 мм с дисковым магазином на 71 патрон. В годы войны ППШ выпускался в массовых количествах. По замыслу конструкторов с помощью такой батареи можно было уничтожать открыто расположенную живую силу противника.
Батарею испытывали 7-9 февраля 1946 года. Выяснилось, что по эффективности батарея не превосходит штатные противопехотные средства, в том числе осколочные бомбы.
6 декабря 1946 года в ОКБ закончили работу по модификации серийного Ту-2 «26/46», способного нести пушку РШР-57. Чтобы самолет смог нести орудие, изменили носовую и усилили центральную часть фюзеляжа. Пушка РШР-57 калибра 57 мм предназначалась для поражения воздушных, надводных и наземных целей. Казенная часть пушки находилась в бомбоотсеке, а ствол шел через носовую часть фюзеляжа.
Заводские испытания продолжались с 9 декабря 1946 по 28 февраля 1947 года.
Пушка функционировала надежно, без отказов. Огонь из пушки можно было вести почти в любых режимах полета, при этом пилотирование самолета практически не затруднялось.
Закончив заводские испытания, Ту-2РШР перешел в ведение НИИВВС. Государственные испытания продолжались с 21 апреля по 30 мая 1947 года. По результатам испытаний было рекомендовано использовать пушку РШР-57 для вооружения истребителей-перехватчиков. Существовали также планы вооружить самолет Ту-2 пушками системы Чарыко калибра от 57 до 75 мм.
Ту-2 также использовался в качестве носителя ракет воздух-земля ([Is 293, «Щука»), буксира экспериментальных планеров в КБ Цыбина, а также для испытаний бортовой радиолокационной станции «Курс».
Самолет использовался при испытаниях самолетов-снарядов ОКБ-52 серии «Ч» (аналог немецких V-1).
По заказу военных ОКБ Туполева разработало для самолета устройство «Параван», которое установили на два серийных Ту-2 АШ-82ФН («21/57» и «21/ 59») в сентябре 1945 года. «Параван» служил для защиты самолета от столкновений с заградительными аэростатами и представлял собой опору в носовой части фюзеляжа, от которой к оконцовкам крыльев были растянуты металлические тросы диаметром 13,5 мм. Государственные испытания самолета «21/57» проходили в октябре-ноябре 1948 года со следующими результатами:
Взлетная масса: 10759 кг
Максимальная скорость: 537 км/ч на высоте 5450 м
Практический потолок: 9150 м
Скороподъемность: на 5000 м за 11 мин
Было отмечено, что «Параван» мало влияет на сложность пилотирования самолета.
В июле 1949 года проводились испытания Ту-2 (серийный номер «1660903»), приспособленного для переброски по воздуху автомобиля ГАЗ-67Б. На месте автомобиль сбрасывался с парашютом. В воздухе «газик» наполовину скрывался в бомбоотсеке. Максимальная скорость полета составляла 378 км/ч (снижение скорости на 150-160 км/ч). Самолет мог набирать высоту до 6000 м. По результатам испытаний было решено, что для переброски по воздуху автомобилей, пушек и иной техники следует использовать аэродинамические обтекатели.
В первой половине 1949 года испытывалась система заправки в воздухе. Для испытаний использовались два серийных Ту-2. Один из них выполнял роль заправщика. Доработанная система позднее использовалась на самолетах Ту-4 и Ту-16.
Ту-2 широко использовался в роли летающей лаборатории, для испытаний реактивных двигателей, как трофейных, так и отечественного производства.
Первым из летающих лабораторий был Ту-2 «22/46», который под фюзеляжем в подвесной гондоле нес двигатель РД-20. Позднее переделке подверглись еще два самолета, на которых в ЛИИ (Летно-исследовательский институт) Министерства авиационной промышленности испытывались реактивные двигатели РД-10, РД-456, ВК-1 и другие.