Ту-2 в польских ВВС

 

Польша получила от Советского Со­юза восемь новых самолетов Ту-2С. Передача машин совершилась 10 октября 1949 года на аэродроме Легницы.

Ту-2С вошли в состав одной из эскад­рилий 7-го отдельного полка пикирую­щих бомбардировщиков, базировавшего­ся на аэродроме в Лавице. Планирова­лось перевооружить самолетами Ту-2С весь полк. Штат полка насчитывал 33 самолета, большинство из которых были Пе-2. Однако вскоре было решено заку­пить реактивные бомбардировщики и от Ту-2С отказались. В 19450 году три Ту-2 передали в морскую авиацию. 17 апреля 1951  года в 76-м полку оставалось пять Ту-2 (в третьей эскадрилье). 8 августа 1952 года один Ту-2 во время бури упал в Паковское озеро. Экипаж (пилот поручик Казимеж Стасько, штурман подпоручик Ян Клосовский, радист взводный Мечис­лав Маркевич) погиб. В 1953 году полк ос­настили реактивными бомбардировщика­ми Ил-28, а Ту-2 впредь использовались лишь во вспомогательной авиации.

Три Ту-2 в 1950 году получила морс­кая авиация (один в феврале и два в мае). Машины попали в состав эскадрильи дальней разведки 30-го авиаполка морс­кой авиации. Самолеты получили такти­ческие номера «1», «2» и «8». Две маши­ны были в основном варианте бомбарди­ровщика, а третий был в учебном вари­анте и имел второй набор органов управ­ления. В документах этот самолет прохо­дил как УТу-2. Самолеты использовались для патрулирования на Балтике, букси­ровки целей для учебных стрельб кора­бельной артиллерии и бомбардировки. В частности, бомбить пришлось обломки корабля «Gryf», лежавшие на дне Плуцкого залива. Самолеты также использо­вались для подготовки экипажей к ноч­ным полетам.

29 марта 1955 года Ту-2С «1», пило­тированный лейтенантом Адамом Миха-леком, совершал перелет из Мальборки в Гдыню. На маршруте самолет попал в снежный буран. Михалек совершил вы­нужденную посадку в районе Избицы, повредив при этом машину. Выяснилось, что бомбардировщик сел на замерзшем болоте. Прежде чем началась эвакуация самолета, пришла оттепель. Самолет увяз в грязи, его пришлось разобрать на зап­части. В конце 1955 года сформировали 15-ю отдельную разведывательную эс­кадрилью морской авиации, оснащенную реактивными самолетами Ил-28. Обе машины Ту-2С передали в 19-ю буксиро­вочную эскадрилью, базировавшуюся в Слупске. Там самолеты использовались для буксировки воздушных целей. В 1964 году в Музей Войска Польского в Вар­шаве передали Ту-2С из слупской эскад­рильи. Это была машина «8».

Один Ту-2 остался в Техническом ин­ституте ВВС в качестве эксперименталь­ной машины для испытания катапульт. На месте заднего стрелка установили ка­тапульту, выстреливаемую с помощью порохового заряда. Самолет был пред­ставлен во время праздника авиации в 1956 году. В 1964 году самолет передали в Музей польской авиации в Кракове.