ЛаГГ-3 (4-я производственная серия)
Самолеты первых трех производственных серий в значительной степени походили друг на друга. Но в конструкцию 4-й серии внесли заметные изменения. Изменения постепенно внедряли в процессе серийного выпуска самолетов на всех четырех Государственных Авиазаводах, производящих ЛаГГи.
Первые ЛаГГи 4-й серии мало отличались от машин предыдущих серий. На машины 4-й серии устанавливали двигатели М-105ПА. Новый двигатель развивал ту же мощность, что и прежний, однако имел усовершенствованную карбюраторную систему и несколько других мелких отличительных особенностей.
Главная особенность самолетов 4-й серии заключалось в вооружении. Расположенный в развале блока цилиндров пулемет УБС заменили 20-мм пушкой ШВАК с боезапасом 120 выстрелов. Первые ЛаГГи 4-й серии вооружались по-прежнему пулеметом, поскольку пушек не хватало. Внешне самолеты, вооруженные пушками, можно было отличить по более толстому и длинному стволу, торчащему из обтекателя винта.
Вслед за Францией, Советский Союз стал второй страной в мире, установившей пушки на свои истребители. Первым пушечным истребителем был французский Dewoitine D.510. В бою этот самолет применялся во время Сино-китайской войны в мае 1938 года. Базировались самолеты в Юннане. Советские военные советники в Китае быстро оценили высокую эффективность крупнокалиберного вооружения. Этот опыт в значительной мере обусловил использование пушек на новых советских истребителях. Советский Союз купил во Франции, по меньшей мере, один Dewoitine D.510R и провел его испытания.
Пушка ШВАК (Шпитального-Владимирова Авиационная Крупнокалиберная пушка) Б.Г.Шпитальный и С.В.Владимиров разработали, используя опыт создания хорошо себя зарекомендовавшего 7.62-мм авиационного пулемета ШКАС. Теоретическая скорострельность пушки ШВАК составляла 750-800 выстрелов в минуту. С ЛаГГов, оснащенных пушками, сняли крупнокалиберный пулемет Березина, расположенный вдоль медиальной оси. Левый пулемет остался на месте. Демонтаж пулемета был вынужденным шагом - таким образом удалось немного уменьшить массу самолета. Если самолеты 1-й серии весили 3346 кг, то самолеты 4-й серии тянули только на 3280 кг.
На самолетах 4-й серии отсутствовал воздухозаборник на правом борту фюзеляжа, расположенный у самолетов 1-й серии сразу за обтекателем втулки. Самолеты 4-й серии не имели трех вертикальных щелей, находившихся у машин 1-й серии под выхлопной трубой.
Воздухозаборник на левом борту, расположенный над маслорадиатором, был увеличен. Кроме того, появился дополнительный воздухозаборник меньшего сечения.
Воздухозаборник, расположенный у основания крыла, также подвергся изменениям. На самолетах 1-й серии он был круглой формы, в то время как у самолетов 4-й серии воздухозаборник стал прямоугольного сечения (первые истребители 4-й серии имели прежний овальный воздухозаборник).
Изменилась форма накладной панели, расположенной позади выхлопной трубы. Если у самолетов 1 -и серии панель имела округлую форму, то у самолетов 4-й серии хвостовая оконечность панели приобрела коническую форму. Обтекатель выпускного отверстия радиатора на самолетах 4-й серии имел уменьшенное сечение. Кроме того, самолеты 4-й серии имели высокую антенную мачту, такую же мачту имели самые первые самолеты 1-й серии.
На самолетах 4-й серии (за исключением нескольких самых первых машин) не было нижнего противовеса руля направления. У самолетов 1-й серии на руле направления имелся небольшой триммер, а у самолетов 4-й серии триммер был большего размера.
Качество машин, построенных летом и осенью 1941 года, оказалось еще ниже, чем у истребителей предвоенной сборки. Дело в том, что к сборке самолетов привлекали неквалифицированный персонал, пытаясь выполнить поставленные задания. Качество принесли в жертву количеству. Возросло лобовое сопротивление самолета, в результате эксплуатационные и боевые характеристики вновь снизились.
Если предвоенные ЛаГГ-3 развивали максимальную скорость порядка 575 км/ ч, то ЛаГГи 4-й серии едва набирали 549 км/ч, катастрофически снизилась скороподъемность (с 750 м/мин до 600 м/мин). потолок и дальность (с 1100 км до 870 км). В результате ЛаГГ-3 сильно проигрывал новейшему немецкому истребителю Мессершмитт Bf 109F-4.
4 июля 1941 года при Государственном Комитете Обороны был создан Совет по эвакуации, который занимался отправкой предприятий из западных областей страны за Урал. К январю 1942 года эвакуация в целом была завершена. На восток перебросили 1523 фабрики и завода (в том числе 1360 оборонных предприятий) и 10 миллионов рабочих с семьями. Поскольку большинство авиазаводов располагалось вокруг Москвы, их эвакуацию начали осенью 1941 года, когда над столицей нависла угроза.
ОКБ-301 эвакуировали из Химок в Нижний Новгород, где располагался ГАЗ-21. Производственные мощности ГАЗ-301, загруженные выпуском истребителей Як-7, отправили в Новосибирск и слили с находящимся там ГАЗ-153.
ГАЗ-31, бывшее дочернее предприятие Лебедева, выпускавшее морские самолеты, эвакуировали из Таганрога в Тбилиси. Выпуск ЛаГГов на ГАЗ-23 в Ленинграде был прекращен, после того, как завод построил 65 самолетов этого типа. Прежде чем противник блокировал Ленинград, девяносто два предприятия города эвакуировали на восток, используя для этого 60000 железнодорожных вагонов и грузовиков.
В 1941 году промышленность выпустила 2463 ЛаГГ-3, из них 2141 были построены после начала агрессии. 1659 самолетов дал ГАЗ-21, 474 - ГАЗ-31, 265 -ГАЗ-153 и 65 - ГАЗ-23. Цена одного самолета перед войной определялась в 310000 рублей.
Один из ЛаГГ-3 4-й серии захватили финны. Этим ЛаГГом стал самолет с красным номером «29», перевернувшийся при посадке в начале февраля 1942 года в районе Аунуса. Самолет разобрали и 20 мая 1942 года доставили в ремонтные мастерские.
23 сентября 1942 года трофейный ЛаГГ вошел в состав финского LeLv 32 под обозначением LG-1. На этом самолете обычно летал фельдфебель В.Иконен. LeLv 32 базировался в Нурмойле на Олонецком перешейке и входил в состав 1-го истребительного полка финских ВВС. 1-й истребительный полк сформировали специально для участия в боях на Олонецком перешейке.
ЛаГГ-3 финны использовали для перехвата пикировщиков Пе-2, бомбящих объекты в Финляндии. Первый воздушный бой LG-1 принял 23 марта 1943 года. В тот день финский самолет атаковал советский Пе-2, но пикировщику удалось оторваться и уйти. Несмотря на отчаянные попытки, финским пилотам, летавшим на ЛаГГах, не удалось сбить ни одного Пе-2.
Как правило, в составе финских ВВС в каждый момент времени находился только один боеспособный ЛаГГ, которому приходилось действовать в одиночку. Всего лишь раз в патрульный вылет отправились сразу два ЛаГГ-3. Это произошло 27 октября 1943 года. Финны завязали бой с одним Пе-2 и двумя МиГами-3, однако ни одной из сторон не удалось сбить ни одного самолета противника.
4 ноября 1943 года лейтенант С.Алапуро, возвращаясь с патрулирования, заходя на посадку по ошибке не выпустил шасси у своего LG-1. Пилот отделался легким испугом, а поврежденный ЛаГГ отправили в ремонт.
После ремонта LG-1 снова оказался в рядах LeLv 32. 16 февраля 1944 года фельдфебель Э.Коскинен направился на перехват группы Пе-2, сопровождаемых двумя советскими ЛаГГ-3. Наблюдатели сообщали, что советские самолеты находятся в районе Кинкиева. Коскинен обнаружил противника и сбил один истребитель. 4 сентября 1944 года Финляндия заключила перемирие и вышла из войны. К этому времени три трофейных ЛаГГ-3 совершили сорок пять боевых вылетов в рядах финских ВВС. В последний раз LG-1 поднялся в воздух 23 января 1945 года.
Всего истребитель налетал на финской службе 67 часов 55 минут. 1 апреля 1945 года Финляндия изменила государственную символику. Вместо свастик, на финских самолетах появились три концентрических кольца (белое-голубое-белое). Новую эмблему нанесли и на фюзеляжи двух оставшихся ЛаГГов, хотя к тому времени эти самолеты уже сняли с боевого дежурства.