ЛаГГ-3 (8-я производственная серия)

 

ЛаГГ-3, выпущенные в рамках 4-й, 5-й, 6-й и 7-й производственных серий мало отличались друг от друга. Боевой опыт первых месяцев войны показал, что два 7.62-мм пулемета ШКАС, установленные под обтекателем капота, имеют недоста­точную огневую мощь, чтобы эффектив­но бороться с большинством немецких самолетов. Современная тактика ведения воздушного боя отдавала предпочтение крупнокалиберному вооружению и от­вергала, хоть и обладавшие значительной скорострельностью, пулеметы винтовоч­ного калибра. 7.62-мм пулеметы обычно причиняли самолету противника лишь незначительные повреждения, которые легко устранялись наземными службами ремонта, после чего самолет снова вста­вал в строй. Крупнокалиберное вооруже­ние, например 12.7-мм пулеметы УБС, стрелявшие разрывными патронами, причиняли самолетам противника серь­езные повреждения и, при попадании в бензобак, вызывали пожар.

Поскольку ЛаГГ-3 были самыми тя­желыми истребителями советских ВВС. предпринимались неоднократные попыт­ки снизить массу этих машин. Посколь­ку 7.62-мм пулеметы были признаны ма­лоэффективными их решили убрать с са­молета. ОКБ-301 провело соответствую­щую работу и вскоре три завода перешли на выпуск облегченных истребителей, причем производство не останавливалось ни на секунду.

В качестве прототипа выбрали один из первых самолетов 8-й серии. С него сняли оба ШКАСа вместе с боезапасом и убрали обтекатели пулеметов. Воору­жение самолета теперь составляла 20-мм пушка ШВАК, расположенная в развале блока цилиндров и 12.7-мм пулемет УБС, установленный по левому борту под ка­потом. Такая схема вооружения остава­лась стандартной для всех дальнейших серий (за исключением 34-й серии) вплоть до окончания серийного выпуска само­лета. Другой отличительной чертой са­молетов 8-й серии был несколько изме­ненный воздухозаборник радиатора.

Первый ЛаГГ-3 8-й производствен­ной серии сошел со сборочной линии в конце 1941 года. Некоторые машины этой серии были вооружены не 20-мм пушкой ШВАК, а 23-мм пушкой ВЯ-23, также размещенной в развале блока ци­линдров. ЛаГГи, вооруженные «крупно­калиберной» пушкой, не получили каких-либо отличительных обозначений. По мере выпуска на самолеты ставили то ШВАК, то ВЯ-23, в зависимости от того, какая пушка имелась в распоряжении.

ВЯ-23 имела начальную скорость сна­ряда 905 м/с и теоретическую скорост­рельность 370-500 выстрелов в минуту. Внешне ЛаГГи, вооруженные ВЯ-23 от­личались от обычных истребителей бо­лее длинным стволом, торчащим из ступицы винта. В общем, 23-мм пушку по­лучило довольно небольшое количество самолетов, хотя ВЯ-23 хорошо себя по­казала в борьбе с небронированными и легко бронированными целями.

Некоторые ЛаГГ-3 8-й серии были оборудованы вертикальной фотокаме­рой АТА-1, установленной в хвостовой части фюзеляжа. Камера имела два объектива, один с фокусным расстояни­ем 300 мм, а другой - 500 мм. Камера мог­ла сделать 150 фотоснимков размером 18x18 см. В действие фотокамеру приво­дил электромотор, органы управления которого выводились на приборный щи­ток в кабине пилота.

Пилоты, летавшие на ЛаГГ-3 в пер­вые месяцы войны, находились в тяжелых условиях. Истребительные полки, осна­щенные ЛаГГами, считались полками «смертников», поскольку даже просто летать на этом истребителе было опасно, не говоря уже о том, что приходилось вести бой с врагом.

Нелестное мнение летчиков о своих машинах было весьма справедливо. Поспешность, с какой ЛаГГ-3 направили в серийное производство, давала о себе знать. Самолет не прощал ошибок в уп­равлении. А управлять истребителем было очень трудно, поскольку самолет был слишком тяжел, двигатель недоста­точно мощен, а летные качества не отвеча­ли требованиям. Особенно неустойчиво вел себя самолет на низких скоростях. Боль­шинство советских пилотов не умели ле­тать на самолетах с большой удельной на­грузкой на крыло, поскольку прежние ис­требители - бипланы И-15 и И-153 - отли­чались низкой нагрузкой на крыло и, соот­ветственно, хорошей маневренностью.