ЛаГГ-3 (33-я производственная серия)
33-я производственная серия имела две отличительные черты. Во-первых, самолеты этой серии укомплектовывали новым воздушным винтом ВИШ-105СВ. Соответственно, к этому винту полагался более крупный обтекатель втулки.
Во-вторых, несколько модифицировали хвостовое оперение самолета. Изменения коснулись руля направления - он стал более остроконечным и получил более совершенную систему подвески, ЛаГГ-3 (34-я производственная серия) - противотанковая модификация Истребители ЛаГГ-3 34-й производственной серии были приспособлены для борьбы с танками противника. Эти самолеты вместо 20-мм пушки ШВАК несли 37-мм пушку НС-37. Скорострельность пушки - 250 выстрелов в минуту, боезапас - 12 выстрелов. Внешне истребители 34-й серии отличались по более длинному стволу, выступающему из обтекателя втулки. Кроме пушки, самолеты 34-й серии были вооружены 12.7-мм пулеметом УБС, расположенном на прежнем месте.
Первые ЛаГГ-3 (около 40 машин), вооруженные пушкой НС-37, появились на фронте под Сталинградом осенью 1942 года.
Испытания в боевых условиях показали, что в роли истребителя танков ЛаГГ-3 недостаточно эффективен. Летные характеристики пушечного ЛаГГа были еще хуже, чем у серийных машин, так как установка массивной НС-37 сильно сместила центр тяжести самолета. Очень часто встречались повреждения фюзеляжа, вызванные отдачей. Кроме того, имевшиеся в распоряжении штурмовики Ил-2-3М (оснащенные двумя пушками НС-37 в гондолах на крыльях) действовали против танков противника намного успешнее. В результате 34-я серия стала единственной в своем роде.
Здесь будет уместно заметить, что попытки установить на ЛаГГ-3 «крупнокалиберную артиллерию» предпринимались и раньше. В августе 1941 года три ЛаГГ-3 1-й серии получили 37-мм пушку Ш-37 и смогли достичь определенных успехов.