Rambler's Top100

Введение

 

Разработанный в КБ Лавочкина де­ревянный истребитель Ла-5 с двигателем воздушного охлаждения и радиальным расположением цилиндров сыграл замет­ную роль в противоборстве советской авиации с люфтваффе на Восточном фронте. Лучший ас союзников Иван Ко­жедуб все свои 62 победы одержал на са­молетах конструкции Лавочкина. Свой первый боевой вылет Кожедуб совершил севернее Курска в период проведения немцами операции «Цитадель», одной из его последних побед стал сбитый 15 фев­раля 1945 г. реактивный Ме-262. Боль­шинство советских асов летало на само­летах с маркой Ла. Вместе с оснащенны­ми моторами водяного охлаждения ис­требителями Як самолеты Ла были ос­новной силой истребительных авиацион­ных полков Красной Армии в период Великой Отечественной войны. До нояб­ря 1944 г. было изготовлено 9920 самоле­тов Ла-5, с ноября 1944 г. начался выпуск более совершенных Ла-7. До прекраще­ния производства в декабре 1945 г. было изготовлено 5905 истребителей Ла-7.

В конце 30-х годов производство ис­требителей в Советском Союзе имело одну особенность - ни в одной стране мира не выпускалось столько современ­ных деревянных истребителей. Отчеты самых разных советских научно-исследовательских институтов говорили, о том, что равнопрочные с деревянными метал­лические конструкции весят на 40% боль­ше. Преимущества металла в отношении долговечности, пожаробезопасности, способности выдерживать сложные кли­матические условия также были хорошо известны советским ученым. С другой стороны, изделия из дерева не требовали такого сложного оборудования, как ме­таллические, ниже были и требования в отношении квалификации рабочих. Не­удивительно, что все три советских истре­бителя, запущенных в серию перед вой­ной (ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1) почти цели­ком выполнялись из дерева.

Первые недели войны доказали пра­вильность концепции цельнодеревянного истребителя. Через несколько месяцев после начала войны производство легких металлических сплавов упало в Советс­ком Союзе на 80% и дерево стало едва ли не единственным конструкционным ма­териалом в самолетостроении.