Ла-5ФН в ВВС других стран

 

Двадцать опытнейших чехословац­ких пилотов и один штабной офицер 31 января 1944 покинули британские ВВС, затем их перебросили в Советский Союз, где в составе ВВС Красной Армии фор­мировался чехословацкий истребитель­ный авиаполк. Чешские летчики воева­ли в составе RAF с лета 1940 г. Пилоты прибыли в Москву в начале апреля 1944 г., их направили в распоряжение коман­дования расквартированной в Иваново 6-йрезервной авиационной бригады для пе­реучивания на Ла-5. Самолеты будущего чехословацкого полка, 24 новеньких Ла-5ФН, перегнали с аэродрома ярославско­го ГАЗ № 31 в Иваново 13 апреля 1944 г., однако погода не благоприятствовала полетам и машины поставили в ангары.

Чехи начали проходить курс переучи­вания 3 мая 1944 г., каждый пилот выпол­нил по пять 30-минутных полетов на Ла-5УТИ, после чего получил допуск к са­мостоятельному вылету на Ла-5ФН. В ходе переподготовки к двадцати летчи­ками присоединилось два словацких пи­лота - мастер сержант Антон Матушек и первый сержант Людовит Доброводский, 9 сентября 1943 г. они перелетели на сво­их Bf 109G-4 на территорию, контроли­ровавшуюся Красной Армией.

Чехословаков 18 мая перебросили в подмосковную Кубинку, где они завер­шили переподготовку. После налета каж­дым пилотом 12 часов на Ла-5ФН 1-й чехословацкий истребительный авиа­полк был готов к боевым действиям.

29 августа вермахт начал операцию по оккупации территории Словакии -ненадежного союзника Германии. В свою очередь, армия Словакии объявила себя частью единой чехословацкой армии, воевавшей на стороне союзников, и на­чала боевые действия против подразде­лений вермахта. К октябрю численность словацкой армии составляла примерно 50 000 военнослужащих и примерно 7 000 партизан. Небольшие словацкие ВВС были сконцентрированы на расположен­ном между городами Бансньска-Быстрица и Зволен аэродроме Три Дуба. Сло­ваки контролировали обширную терри­торию, но эта территория являлась изо­лированным анклавом внутри германс­ких владений.

Командующий словацкой армией ге­нерал Ян Голян обратился за помощью к русским. 1-й чехословацкий истреби­тельный авиаполк в это время базировал­ся на аэродроме Проскуров, район Льво­ва, но входил в состав 2-й воздушной ар­мии, которой командовал генерал Красовский. Чехословацкие летчики получи­ли приказ оказывать непосредственную помощь армии Словакии. 17 сентября 1944 г. полк, имевший на вооружении 21 истребитель Ла-5ФН, приземлился на вновь построенном в окрестностях Зволена аэродроме Жолна. Ночью в Жолну самолетами Ли-2 перебросили штаб пол­ка, топливо и боеприпасы.

Чехословацкие летчики включились в боевые действия уже на следующий день. Восьмерка Ла-5ФН, ведомая Йозефом Штегликом, нанесла удар по аэро­дрому Пистани, без потерь со своей сто­роны уничтожив на земле десять и повре­див не менее 15 самолетов противника. 20 сентября полк обеспечивал налеты са­молетов 15-й воздушной армии ВВС США на Братиславу, чехословацкие лет­чики блокировали аэродром Маласки-Нови-Двор. Согласно отчетам пилотов, летчиками 1-го чехословацкого полка было уничтожено на земле 27 немецких самолетов. Столь масштабные боевые действия в тылу Восточного фронта ста­ли сюрпризом для немцев. Из Южной Польши в Словакию с задачей нейтрали­зовать действия чешских истребителей в срочном порядке была переброшена Schlachtgeschwader-77, а из Венгрии -Jagdgeschwader-52.

Основной задачей самолетов 1-го че­хословацкого полка стало обеспечение непосредственной авиационной поддер­жки в интересах словацкой армии. Лет­чики полка наносили бомбовые удары (пригодилась способность Ла-5 нести 25-и 50-кг бомбы на подкрыльевых держа­телях) по позициям немецкой артилле­рии, по наступающей пехоте.

Из-за проблем с доставкой авиабомб советского образца замки держателей переделали для подвески чешских 50-кг авиабомб.

Наряду с бомбами ощущалась нехват­ка бензина, была предпринята попытка летать на смеси - американский бензин 1-TS или советский Р-9 разводили мест­ным низкооктановым; в результате ок­тановое число смеси снижалось до 90. Испытания оказались скорее провальны­ми, чем удачными: через 30-40 минут по­лета топливные фильтры засорялись и мощность двигателя начинала быстро снижаться. Удерживать Ла-5 в горизон­тальном полете становилось невозможно даже на боевом режиме работы мотора.

Трагический инцидент произошел в районе аэродрома Три Дуба 7 октября 1944 г. Шестерка бомбардировщиков В-17G их 483-й авиагруппы 15-й воздушной армии вылетела с авиабазы в Южной Италии чтобы забрать с аэродрома Три Дуба американских летчиков, сбитых над Словакией и спасенных партизанами. «Летающие крепости» шли под эскортом 32 истребителей Р-51 «Мустанг» из 52-й истребительного авиагруппы 15-й воз­душной армии ВВС США. Командир «Мустангов» подполковник Чарлз Бёдикер спутал чешские Ла-5ФН с германс­кими FW-190 и отдал команду атаковать «противника». В результате Лавочкин суб-лейтенанта Франтишика Штички по­лучил повреждения.

Подавляющее превосходство немец­ких войск заставило словацкую армию отступать, территория, контролируемая словаками быстро сокращалась в разме­рах. Плохая погода негативно сказалась на действиях союзной авиации в интере­сах словаков, затруднило снабжение по воздушному мосту из СССР и из Южной Италии. Становилось ясно - Словацкое национальное восстание приближается к трагической развязке. Германская кампф-группа «Шилл» 25 октября достигла Зволена - настала срочная необходимость эвакуировать аэродром Три Дуба. На аэродроме были сожжены поврежденные самолеты союзников и ВВС Словакии - несколько бипланов Letov S-328, истре­бителей Bf 109G и Р-51 «Мустанг», два Ла-5ФН (бортовые номера «02» и «58» белого цвета). Несмотря на плохую по­году, пригодные к полетам одиннадцать Ла-5ФН 1-го чехословацкого истреби­тельного полка взлетели с Трех Дубов в надежде достичь авиабаз на территории, контролируемой Красной Армией. Мас­тер сержант Антон Матушек был сбит немецкими зенитками над карпатским перевалом Дукла. Матушек выпрыгнул с парашютом, после приземления его ук­рыли от гитлеровцев словаки и перепра­вили затем к партизанам. Остальные Ла­вочкины долетели до расположенных за линией фронта советских аэродромов в Венгрии, Румынии и на Украине. Два са­молета (заводские номера 39212119 и 39212124 с бортовыми номерами «19» и «24» белого цвета) получили поврежде­ния при посадке на территории Румынии, но позже были отремонтированы.

За месяц боев в Словакии летчики 1-го чехословацкого истребительного авиаполка совершили 573 боевых выле­та и сбили в воздушных боях 13 самоле­тов противника - четыре Bf 109, три Fi-165 «Шторьх», два Fw-189, два Fw-190, один Ju-87 и один Ju-88. На земле Лавоч­кины уничтожили два танка , три пози­ции зенитных пушек, три паровоза и 77 автомобилей. Собственные потери составили десять Ла-5ФН - почти половина материальной части полка. Трое пилотов - суб-лейтенанты Франтишек Васюлик, Богуслав Мрац и Томас Мотучка - погиб­ли; летчик Юра Резничек получил тяже­лое ранение. Все людские потери и поте­ри в самолетах полк понес от огня с зем­ли. После эвакуации аэродрома Три Дуба к партизанам присоединились «безло­шадный» пилот лейтенант Руда Боровик и инженер полка военнослужащий Крас­ной Армии старший лейтенант Медведев, обои вскоре погибли в боях с немцами на территории Словакии.

Вскоре после возвращения из Слова­кии 1-го полка командиром всех чехос­ловацких авиационных подразделений в составе Красной Армии был назначен подполковник Людвиг Будин, чех по на­циональности. Будин приступил к фор­мированию смешанной авиационной ди­визии в составе двух истребительных пол­ков на Ла-5 и одного полка, вооружен­ного штурмовиками Ил-2. Дивизия орга­низационно вошла в состав 2-й воздуш­ной армии ВВС Красной Армии и нахо­дилась в оперативном подчинении ко­мандира 1-го чехословацкого армейско­го корпуса генерала Людовика Свободы.

Датой официального формирования 1-й чехословацкой отдельной смешанной авиационной дивизии (1. Ceskoslovenska Samostatna Snisena Letecka Divize) счита­ется 25 января 1945 г. Сразу же после фор­мирования дивизию передали в 8-ю воз­душную армию генерала В.Н. Жданова. На заключительном этапе войны 8-я воздушная армия действовала в интере­сах 4-го Украинского фронта, опериро­вавшего на территории южной Польши и Чехословакии. Кульминацией дей­ствий 4-го Украинского фронта стало наступление на Прагу.

После завершения очередного курса боевой подготовки в Перемышле, 1-й че­хословацкий истребительный авиаполк перебросили на аэродром Поремба, рас­положенный всего в 20 км от лини фрон­та. Первый боевой вылет с новой базы чехословацкие летчики выполнили 14 апреля 1945 г. Девятка Ла-5ФН сопро­вождала восьмерку Ил-2 из чешского штурмового авиаполка, наносившую удар по позициям немецкой артиллерии в окрестностях деревни Олза. Боевой вылет проводился в рамках общего на­ступления Красной Армии на индустри­альный район Остравы. В ходе операции против германской Heeresgruppe Mitte, истребители 1-го чехословацкого полка летали, главным образом, на эскортиро­вание Ил-2 из 3-го чехословацкого штур­мового авиаполка. 20 апреля полк понес последнюю за войну потерю - на взлете старший лейтенант Михал Минка стол­кнулся с стоявшим на земле Ил-2, Лавоч­кин взорвался, похоронив под своими обломками летчика. В заключительной операции второй мировой войны 1-й че­хословацкий истребительный авиаполк записал на свой счет один Bf 109 и один Fw-190 ценой потери двух Ла-5ФН.

Из-за недостатка истребителей Ла-5ФН личный состав 2-го чехословацко­го истребительного авиаполка вынужден был проходить курс подготовке в Пере­мышле на самолетах базировавшегося здесь 41-й истребительного авиаполка ВВС Красной Армии. Война в Европе заверши­лась прежде, чем летчики 2-го чешского полка завершили курс переучивания.

После окончания войны во вновь сформированных ВВС Чехословакии на­считывался 31 самолет Ла-5ФН и Ла-5УТИ, Чехословакия стала единственной страной, кроме СССР естественно, полу­чивший истребители Ла-5ФН.

В ВВС Чехословакии самолеты Ла-5ФН получили обозначение S-95 (Sthacka - истребитель) и продолжали эксплуати­роваться после снятия истребителей это­го типа в СССР. Завод гарантировал эк­сплуатацию планера в течение двух лет с даты изготовления. Превышение гаран­тийного срока разрешалось только пос­ле тщательной инспекции самолета. Од­нако, поскольку Ла-5ФН был снят с воо­ружения ВВС Красной Армии возможно­сти по ремонту и продлению ресурса са­молетов были быстро исчерпаны. В июле 1946 г. комиссия советских специалистов провела инспекцию чехословацких Ла-5ФН и определила, что всего два само­лета непригодны к полетам и подлежат списанию. Эти первые списанные само­леты стали началом массового сокраще­ния истребительной составляющей ВВС Чехословакии, которое продолжалось до начала поставок 60 самолетов Ла-7.

Группа чешских военных и граждан­ских специалистов изучала самолеты Ла-5ФН на предмет безопасности полетов и пришла к весьма оптимистическим зак­лючениям - лишь на некоторые самоле­ты были установлены ограничения по выполнению фигур высшего пилотажа. Однако, несмотря на выводы специалис­тов, было решено подвергнуть Ла-5ФН и Ла-5УТИ статическим испытаниям в Научно-исследовательском авиационном институте в Летнани. Результаты испы­таний оказались не столь радужными, как выводы специалистов после инспек­ции в полках - прочность деревянных конструкций снизилась на 50% по срав­нению с исходной. Полеты всех Ла-5 ВВС Чехословакии были прекращены 13 де­кабря 1946 г.

Тщательное изучение результатов статических испытаний показало, что конструкция фюзеляжа обладает избыточной прочностью, которая оставалась достаточной даже после попадания в фюзеляж снарядов. Повреждения хвосто­вой части фюзеляжа являются следстви­ем чрезмерно жесткого амортизатора хвостового колеса, передающего на кон­струкцию знакопеременные нагрузки при посадке. КБ Лавочкина знало о пробле­мах с прочностью хвоста -прочность хво­ста осталась предметом особого внима­ния и при переходе с деревянной на ме­таллическую конструкцию фюзеляжа.

Окончательное заключение институ­та в Летнанах разрешало полеты самоле­тов Ла-5 в течение 1947 г. На 1 июля 1948 г. в составе ВВС Чехословакии числилось 23 истребителя Ла-5ФН и учебно-трени­ровочных самолета Ла-5УТИ, однако к концу года большинство из них все-таки пришлось списать.

Верхние поверхности чешских Ла-5 целиком окрашивались в серо-зеленый цвет, низ - светло-голубой. Опознаватель­ные знаки - круг с белой обводкой, раз­деленный на сектора красного, белого и голубого цветов. Опознавательные зна­ки наносились на вертикальное оперение, верхние и нижние поверхности плоско­стей крыла. Сначала все самолеты имели двузначные тактические номера белого цвета, нанесенные на борта фюзеляжа, но постепенно их заменили черными трех­значными номерами, которые наноси­лись на борта фюзеляжа и нижние повер­хности плоскостей крыла.