Ла-7 на службе в ВВС Чехословакии

 

Чехословакия стала единственной, кроме СССР, страной, ВВС которой получили на вооружение истребители Ла-7. Че­хословацкие летчики не успели опробовать Ла-7 в боях второй мировой войны - первые восемь истребителей этого типа при­были в 1-й чехословацкий истребительный авиационный полк 28 апреля 1945 г., в начале мая 1945 г. Ла-7 начал получать 2-й чехос­ловацкий истребительный авиационный полк - пять самолетов пе­редали из 1-го полка. По всей видимости, это были трехпушечные машины производства московского завода № 381.

1 августа 1945 г. два чехословацких истребительных полка и один штурмовой авиаполк были сведены в 4-ю военно-воз­душную дивизию, которую расквартировали в Словакии. 1-й Зволенский полк базировался на аэродромах Три Дуба и Зволен, именно в этих местах летчики полка воевали в период Словацко­го национального восстания осенью 1944 г. 2-й полк разместили в Пиштане. В Олоумуце находилась дивизионная летная школа, в которой имелось два Ла-5, два Ла-7 и один Ла-5УТИ.

1-й полк перебазировался к новому месту в два этапа. 17 августа 1945 г. шестнадцать самолетов полка перелетели из Праги в Пиштани (один самолет не взлетели из-за неисправно­сти, один разбился на взлете, пилот погиб). Из Пиштане в Пра­гу летчики вернулись поездом и 18 августа перегнали еще 15 самолетов. На втором этапе 29 августа 1945 г. 21 истребитель перелетел из Пиштани на аэродром Три Дуба. На оставшихся 11 самолетах, прежде чем лететь, требовалось проверить и зап­равить маслосистемы.

2-й полк перелетел к новому месту базирования 17 августа 1945 г. (15 машин), 22 августа (15 машин, одна разбилась в Пиш­тане) и 23 августа (последние 15 истребителей).

В начале 1946 г. пошла реорганизация ВВС Чехословакии, в ходе которой изменились номера авиаполков: 1-й Зволенский истребительный авиаполк стал 10-м Зволенским авиапол­ком, а 2-й истребительный авиаполк стал 12-м авиаполком (обратите внимание на исчезновение прилагательного «истре­бительный»).

Завод производитель установил гарантийный срок эксплу­атации в два года. Поскольку Ла-7 составляли основу боевой мощи истребительной авиации послевоенной Чехословакии, требовалась закупка дополнительного числа машин взамен вылетавших ресурс. Высшее командование вооруженных сил планировало приобрести в СССР еще 60 Ла-7. Однако, заказа на новые машины так и поступило, взамен была создана со­вместная чехословацко-советская комиссия по инспекции ис­требителей конструкции Лавочкина, состоявших на вооруже­нии 10-го и 12-го авиаполков. С 3 по 18 июля 1946 г. комиссия осмотрела все самолеты советской постройки, имевшиеся в ВВС Чехословакии. На 54 истребителях Ла-7 были обнаружены се­рьезные неисправности и повреждения, в том числе частичная потеря прочности силовым набором фюзеляжа и крыла, по­вреждения обшивки. Осмотр двигателей показал более удов­летворительные результаты.

Инспекция признала не пригодными к полетам лишь шесть истребителей Ла-7. Остальные самолеты разделили на две груп­пы. В первую вошли 22 истребителя выпуска середины 1944 г., срок эксплуатации которых превышал два года. Самолеты этой группы следовало поддерживать, по возможности, в пригодном к полетам состоянии при минимальном техничес­ком обслуживании. Вторая группа из 32 самолетов имел срок эксплуатации менее двух лет, в отношении этих истребите­лей следовало проводить регламентные работы и проверки в полном объеме.

Вскоре после принятия данного реше­ния, 13 декабря 1946 г., министерство обороны направило два Ла-7 (заводские номера 45210806 и 452125100) в Научный авиационный институт Прага-Летнаны для проведения структурных прочност­ных испытаний. Испытания выявили по­терю прочности деревянных элементов конструкции планера примерно на 50% по сравнению с нормами, установленны­ми разработчиком. С другой стороны, даже после такого снижения прочности, по заключению специалистов института, конструкция самолета сохраняла способ­ность выдерживать возникающие в поле­те нагрузки. Прочность конструкции была завышена при проектировании пла­нера по сравнению с минимально необходимой в несколько раз. Научный авиа­ционный институт разрешил возобно­вить полеты истребителей Ла-7 в ВВС Чехословакии летом 1947 г.

Последний Ла-7 был списан из чехос­ловацких ВВС в 1950 г.