Камуфляж и маркировка истребителей Ла-7 ВВС Чехословакии

 

Ветераны 1-й чехословацкой смешан­ной авиадивизии вспоминают, что верх­ние поверхности их Ла-7 были окраше­ны в грязно-зеленый цвет, нижние - в светло-голубой. С ними спорят другие ветераны, утверждающие будто бы само­леты имели камуфляжную окраску верх­них поверхностей из пятен грязно-зеле­ного и темно-коричневого с розоватым оттенком (ни красно-коричневым!) цве­тов, причем коричневые пятна были свет­лее зеленых.

Воспоминания противоречат не толь­ко вышеприведенным схемам камуфляж­ной окраски самолетов ВВС Красной Армии, но и обнаруженным в архивах рукописным документам 2-й воздушной армии, в состав которой входила 1-я че­хословацкая смешанная авиадивизия. В документах среди сведения о количестве и номенклатуре краски обнаружена схе­ма стандартной окраски самолета: верх темно-серый и светлый серо-голубой, низ - светло-голубой. Детальный осмотр са­молета Ла-7, выставленного в музее Кбелы, говорит в ползу камуфляжной окрас­ки из двух оттенков серого цвета.

По крайней мере, изначально все че­хословацкие Ла-7 были окрашены по стандартной для истребителей ВВС Красной Армии схеме. Не менее трех само­летов (бортовые номера «06», «49», «95») имели на бортах фюзеляжей надписи «Горьковский рабочий».

Самолеты 1-го чехословацкого истре­бительного авиаполка имели цветные коки винтов; 1-я эскадрилья - белые, 2-я эскадрилья - красно-белые (граница цве­тов примерно на 1/4 длины кока), 3-я эс­кадрилья - красные. Вплоть до августа 1945 г. самолеты 2-го чехословацкого истребительного авиаполка имели опоз­навательные знаки в виде красных пяти­конечных звезд (как в ВВС Красной Ар­мии), на законцовке киля и руля поворо­та была нанесена трехцветная полоса (бе­лый, голубой, красный - цвета нацио­нального флага Чехословакии), а на ка­потах двигателей - зигзагообразные мол­нии белого цвета с красной каймой.

Позже вся верхняя поверхность самолетов окрашивалась из краскопульта в один цвет (светлый серо-голубой или зе­леный), нижние поверхности не перекра­шивались, на самолеты были нанесены опознавательные знаки ВВС Чехослова­кии и новые тактические номера, пред­ставлявшие собой буквенно-цифровой код. Буквы и цифры наносились черной краской. В передней части черной крас­кой носился код: тип самолета (S-97) и через дефис три последние цифры завод­ского номера.

Выставленный в Кбелы самолет име­ет окраску, которую он получил уже в «гражданской жизни», после списания из ВВС. Приходится лишь сожалеть, что зачастую внешний вид выставленных в музеях самолетов совершенно не отража­ет облик этих же самолетов военные годы. Ла-7 из музея Кбелы исключением, увы, не является. К тому же бортовой номер «77», нарисованный на фюзеляже этого самолета, никогда не использовал­ся на чехословацких Ла-7. Хочется ве­рить, что исторический облик Ла-7 из чешского музея все-таки будет воссоздан.