Введение

 

Транспортный самолет Ju-52/3m (drei Motoren, три мотора) стал вершиной раз­вития серии цельнометаллических моно­планов, над которыми профессор Гуго Юнкере работал на фирме Flugzeug- und Motorenwerke A.G. с 1915 г. Первым са­молетом в этой серии стал истребитель J-1 - самый первый цельнометаллический самолет в мире. В воздушных боях пос­леднего года. Первой мировой войны ус­пели принять участие одноместный ис­требитель J-9 и двухместный ударный самолет J-10.

С окончанием 11 ноября 1918 г. Пер­вой мировой войны возглавляемая Юнкерсом фирма, которая размещалась в Центральной Германии в городе Дессау, переключилась на проектирование и про­изводство самолетов гражданского на­значения. Первым таким самолетом стал одномоторный транспортный моноплан F-13 с экипажем из двух человек, рассчи­танный на перевозку четырех пассажи­ров. Первый полет прототип F-13 совер­шил 25 июня 1919г., всего до 1932 г. было построено 322 транспортника данного типа. F-13 экспортировался во многие страны мира. Первый трехмоторный са­молет Юнкерса G-23 поднялся в небо в 1924 г., через год был готов его усовер­шенствованный вариант G-24. В 1926 г появились F-24, W-33 и одномоторный W-34, а также трехмоторный транспорт­ный самолет G-31.

В 1930 г. инженеры фирмы Юнкерса приступили к проектированию транспор­тного самолета, предназначенного для замены самолетов W-33 и G-31. В новом самолете должны были сочетаться проч­ная конструкция планера, высокая на­дежность и малые эксплуатационные рас­ходы. Конструкторы остановили выбор на одномоторном цельнометаллическом моноплане с характерной для всех предыдущих проектов Юнкерса гофриро­ванной дюралюминиевой обшивкой. Прессованные дюралевые листы облада­ли значительной прочностью и легко подгонялись под обводы летательных аппаратов самых различных размеров.

Параметры нового самолета, полу­чившего обозначение Ju-52, определял Готхард Зашенбург, один из ведущих со­трудников Юнкерса. Самолет должен был обладать способностью перевозить груз массой 2,2 т на расстояние 800 км. Максимальная скорость полета - всего 120 км/ч, но этот параметр в те годы не считался для транспортных самолетов критичным. Критичными являлись экс­плуатационные расходы, снижению ко­торых на фирме постарались уделить максимум внимания.

Непосредственно за проектирование самолета Ju-52 отвечал дипломирован­ный инженер Эрнст Циндель. За основу конструкторы взяли самолет W-33, увеличив его размеры. Размах крыла прото­типа Ju-52 составил 29 м, на 11 м больше, чем у W-33. Длина прототипа Ju-52 - 18, м, высота - 6,1 м, в то время как длина W-33 составляла 10,5 м, а высота 3,5 м.

Самолет Ju-52 представлял собой низкоплан полумонококовой конструкции с четырехлонжеронным крылом, лонжеро­ны - стальные трубы.

Большие грузовые двери-люки в бор­тах в крыше фюзеляжа позволяли исполь­зовать на погрузочно-разгрузочных ра­ботах кран. Размеры грузовой кабины самолета были следующими: длина 6, м, ширина 1,6 м, высота 1,9 м, объем грузо­вой кабины 16,7 м3. На Ju-52, как и на его предшественнике, самолете W-33, могли быть установлены разные типы шасси - колесное, лыжное, поплавки. Экипаж состоял из пилота и второго пи­лота, управление самолетом двойное. На самолете стоял один 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Юн­кере L/88 мощностью 800 л.с. Двигатель приводил во вращение четырехлопастный металлический воздушный винт.

Сборка первого прототипа Ju-52ba (Werk Nummer 4001) началась в первом квартале 1930 г. Впервые самолет поднял в воздух с заводского аэродрома в Дессау 13 октября 1930 г. старший летчик-испытатель фирмы Вильгельм Циммер­ман. Уже в первых полетах выявилась ненадежная работа двигателя L88, кото­рый пришлось менять на мотор BMW VIIaU мощностью 685 л.с. Двигатель BMW VIIaU комплектовался двухлопас­тным деревянным воздушным винтом.

Замена мотора привела к изменению обо­значения самолета на Ju-52be. 6 декабря 1930 г. самолет с двигателем BMW пере­гнали для дальнейших испытаний из Дессау на аэродром Берлин-Адлерхоф, при­надлежащий Deutsche Versuchsanstalt fur Luftfahrt (DVL, Германский летно-исследовательский институт). Правительство Германии потребовало внести ряд изме­нений в конструкцию машины, в частно­сти установить четырехлопастный дере­вянный воздушный винт диаметром 5 м. Министерство транспорта Рейха (Reichsverkehrsministerium, RVM) выдало сертификат летной годности самоле­ту Ju-52 в феврале 1931 г., одновременно присвоив ему гражданский регистраци­онный номер D-1974. Новейший транс­портный самолет был представлен прес­се 17 февраля 1931 г. на аэродроме Берлин-Темпельхоф, машину подавали как «летающий товарный вагон». Самолет получил в печати прекрасные отзывы, но коммерческий успех машины не со­стоялся по причине всемирного эконо­мического кризиса начала 30-х годов. Не было получено ни одного заказа от авиакомпаний.

Прототип Ju-52 в июне 1931 г. пере­дали для проведения эксплуатационных испытаний в авиакомпанию Luftfrako Air Express GmbH. Испытания продолжа­лись четыре недели, после чего машину вернули фирме Юнкере. Специалисты авиакомпании высоко оценили самолет. В конце лета Ju-52 принимал участие в перелете Balkan Vorfurflug (демонстра­ционный перелет по Балканам). Перед перелетом машины несколько модерни­зировали, к примеру, два первых круглых иллюминатора заменили прямоугольны­ми окнами. Капот двигателя был окра­шен черной цвет, а на борту фюзеляжа ниже кабины черной краской сделана надпись «JUNKERS». Сам самолет не окрашивался и имел цвет натурального дюралюминия. Маршрут протяженнос­тью 6000 км пролегал по Венгрии, Румы­нии, Болгарии, Югославии, Австрии и Чехословакии. Местные средства массо­вой информации хвалили чудо немецкой техники, но из-за поразившего Европу экономического спада заказов на Ju-52 не последовало, не смотря на весь этот PR.