Одномоторный Ju-52

 

Несмотря на отсутствие заказов на заводе в Дессау началось производство одномоторных транспортных самолетов Ju-52. Второй прототип, Ju-52bi (Werk Nr. 4002, D-2133), совершил первый по­лет 10 марта 1931 г. От первого прототи­па он отличался рулями увеличенной площади и двигателем: на нем стоял 800-сильный 14-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения Армстронг Сиддли «Леопард». Воздуш­ный винт - деревянный двухлопастный. Этот самолет стал единственным одномо­торным Ju-52, получившим звездообраз­ный двигатель, остальные пять самоле­тов имели двигатели жидкостного охлаж­дения с рядным расположением цилинд­ров. Второй прототип оснастили поплав­ками, эксплуатационные испытания гид­роплана проводились на Эльбе в июле 1931 г. В ходе испытания на самолет ус­тановили новое усовершенствованное крыло, после чего обозначение машины изменилось на Ju-52ci. До ноября 1931 г. гидроплан проходил испытания на Бал­тике в Травемюнде.

Самолет Ju-52ce (Werk Nr. 4003, D-USON) оснащался таким же, как на Ju-52be 685-сильным двигателем жидкостно­го охлаждения BMW VIIaU. Самолет использовался для тренировок германс­ких зенитчиков. Второй Ju-52ce (Werk Nr. 4004, D-2317) в сентябре 1932 г. был пе­редан Германской школе гражданских летчиков (Deutsche Verkehrsfliegerschule, DVS). В обстановке секретности в школе готовились кадры для будущих люфтваф­фе - Версальский договор запрещал Гер­мании иметь военную авиацию. Позже самолет переставили с колес на поплав­ки для обучения летчиков кригсмарине, а затем машина принимала участие в от­работке сброса торпед.

Первым Ju-52, предназначенным для перевозки пассажиров, стал Ju-52cai (Werk Nr. 4005, D-2356). Самолет мог пе­ревозить 15 пассажиров. На Ju-52cai сто­ял двигатель жидкостного охлаждения BMW XiaU мощностью 800 л.с. Граж­данский сертификат летной годности самолет получил в феврале 1933 г., но уже 27 мая 1933 г. был разбит при вы­нужденной посадке.

Первые пять Ju-52 строились для Гер­мании. Один самолет в 1931 г. Закупила канадская компания Canadian Airways Ltd. Перед погрузкой на судно «BEAVERBRAE» машину разобрали. Судно доставило самолет в порт Лонгуил, Квебек, расположенный недалеко от Монреаля. Сборка самолета осуществля­лась в Монреале на заводе фирмы Фэйрчайльд Авиэйшн Компани. 26 октября 1931 г машине присвоили канадский гражданский регистрационный номер «CF-ARM». Первый полет в Канаде вы­полнил летчик Алекс Шнейдер 28 нояб­ря 1931 г. Самолет получил собственное имя «White Elephant». «Белый слон» со­вершил рекламный тур по восточным провинциям Канады и северным штатам США. Двигатель BMW VIIaU не выдер­жал испытания суровой канадской зимой - в январе 1936 г. мотор пришлось заменить на 825-сильный 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Роллс-Ройс «Баззард». После замены двигателя самолет стал обозначаться Ju-52cao.

Самолет довольно напряженного эк­сплуатировался в северных районах Ка­нады, доставляя самые различные грузы: от рыбы до строительных материалов. В 1941 г. компанию Canadian Airways Ltd купила железнодорожная компания Canadian Pasific Railway, a Ju-52cao ока­зался в компании Canadian Air Services Ltd. К этому времени почти истек ресурс двигателя «Баззард». Мотор следовало менять, но германская субмарина пото­пила судно, которое везло из Европы в Канаду такой же. но новый мотор. Тем не менее, самолет летал в Canadian Air Services Ltd до 1943 г. В 1943 г. машину передали на консервацию в Виннипег, Манитоба. Здесь он находился до раздел­ки на металлолом в 1947 г.

Последний построенный одномотор­ный Ju-52 - Ju-52ce (Werk Nr. 4007), в но­ябре 1935 г. его передали люфтваффе. Под регистрационным кодом «D-UHFY» седьмой и последний одномоторный Ju-52 использовался в качестве буксировщи­ка мишеней.