Предсерийный Ju-52

 

Отсутствие коммерческого успеха одномоторного Ju-52 поставило к 1932 г. фирму Юнкере на грань банкротства. К счастью самолетом заинтересовалась кампания Deutsche Lufthansa (DLH), предложившая фирме сделать трехмотор­ный вариант Ju-52. Работы над модифи­кацией возглавил дипломированный ин­женер Эрнст Циндель, под руководством которого машину оснастили тремя 9-ци­линдровыми звездообразными двигате­лями воздушного охлаждения Пратт энд Уитни «Хорнет» мощностью по 600 л.с. Один двигатель был установлен в носо­вой части фюзеляжа, два других - в мо­тогондолах на крыле. Все моторы осна­щались двухлопастными металлически­ми воздушными винтами фирмы Юнкере.

Первыми трехмоторными Ju-52 ста­ли модернизированные самолеты Ju-52ces (Werk. Nr. 4008 и 4009), их переобо­рудовали на заводе в Дессау в начале 1932 г. Помимо установки трех звездообраз­ных моторов, был внесен ряд других изменений в конструкцию: в средней части фюзеляжа прорезаны по два прямоуголь­ных иллюминатора, в задней части пра­вого борта сделана двустворчатая дверь. После модернизации самолеты получи­ли обозначение Ju-52/3m de, первый из них (Werk. Nr. 4008) впервые поднялся в воздух на трех моторах 7 марта 1932 г. Оба самолета в короткий срок прошли испытания. Уже летом 1932 г. аэропланы отправили заказчику - боливийской авиа­компании Lloyd Aero Boliviano (LAB). Коммерческая эксплуатация самолетов Ju-52/3m de началась в октябре 1932 г.

Вслед за LAB три Ju-52/3m заказали ВВС Колумбии (Fuerza Aerea Colombiana). Эти машины (Werk. Nr. 4010 - 4012) также были переделаны из одномоторных Ju-52. Колумбийские самолеты стали первыми Ju-52/3m, приняв­шими участие в боевых действиях. 31 августа 1932 г. перуанские войска оккупи­ровали стратегически важный порт Летиция, расположенный в верховьях Ама­зонки. Этот район Амазонии являлся предметом территориального спора меж­ду Перу и Колумбией. В ответ на дей­ствия перуанцев президент Колумбии Энрике Олайя Геррера направил к Пети­ции армейские подразделения при под­держке трех самолетов Ju-52/3m. В июле 1933 г. контроль Колумбии над спорным районом закрепила Лига Наций.

Боливийская авиакомпания LAB по­лучила третий Ju-52/3m de (Werk. Nr. 4018), его эксплуатация началась 17 сен­тября 1932 г. Самолет получил в Боли­вии собственное имя «CHOROLOQUE». Самолет имел по семь прямоугольных окон в правом и левом бортах фюзеля­жа. В верхней части фюзеляжа, сразу за кабиной летчиков, имелись вентиляционные отверстия, большинство Ju-52 име­ли вентиляционные отверстия в кормо­вой части фюзеляжа. «CHOROLOQUE» разбился в результате летного происше­ствия 17 января 1936 г.

Первый Ju-52/3m, который изначаль­но строился как трехмоторный, стал са­молет Ju-52/3m се (Werk Nr. 4013). Ма­шину получила авиакомпания DLH, здесь он получил собственное имя «BOELCKE». Регистрационный номер этого самолета D-2201 вскоре был заме­нен на D-ADOM в связи с общей сменой системы регистрации воздушных судов Германии (четырехзначные номера заменялись четырехзначными буквенными кодами). На Ju-52/3m се стояли 9-цилин­дровые звездообразные моторы воздуш­ного охлаждения BMW «Хорнет-А» мощ­ностью по 525 л.с. Эти двигатели явля­лись нелицензионными копиями моторов Пратт-энд-Уитни «Хорнет». По бортам фюзеляжа имелось по семь окон, а в зад­ней части по левому борту - небольшая дверь. На этом самолете Flugkapitan Вил­ли Польте одержал победу на 3-х между­народных Альпийских авиационных со­ревнованиях в Цюрихе 28 июня 1932 г.

Вторым  Ju-52/3m  авиакомпании Люфтганза стал самолет Werk. Nr. 4015, поставленный 10 сентября 1932 г. Он по­лучил регистрационный номер D-2202 (изменен на D-ADYL в 1934 г.) и соб­ственное имя «RICHTHOFEN». Еще на заводе на крыльевые двигатели были по­ставлены кольца Тауненда, позже коль­цо Тауненда установили и на средний мотор. «Рихтогофен» выполнил первый полет на линии Мюнхен-Милан-Рим 1 ноября 1932 г.

Самолет Ju-52/3m се имел размах кры­ла 29,3 м, длину 18,9 м и высоту 6,1 м. Масса пустого составляла 535 кг, макси­мальная взлетная масса - 9200 кг, макси­мальная скорость - 290 км/ч, крейсерская скорость 250 км/ч. Дальность полета - 910 км. Экипаж машины - два пилота и радист. Самолет мог перевозить 17 пассажиров.

Ju-52/3m ce (Werk Nr. 4017) с по­плавковым шасси купила шведская авиакомпания АВ Aerotransport. Сбор­ка машины, из узлов, изготовленных на заводе в Десау, осуществлялась фирмой АВ Flygindustri в Лимхамме, Швеция. Этот Ju-52/3m се получил регистраци­онный номер «SE-ADR», первый полет машина совершила 1 июля 1932 г., но в этом же полете была разбита при вы­нужденной посадке.

Последним предсерийным Ju-52/3m являлся Ju-52/3m се (Werk Nr. 4019) , поставленный авиакомпании Люфтганза в начале 1933 г. Самолет получил собствен­ное имя «JOACHIM VON SCHROEDER» и регистрационный номер D-2486, в 1934 г. измененный на D-AFIR. В левом бор­ту фюзеляжа машины сразу за дверью в конце фюзеляжа имелся небольшой круг­лый иллюминатор. Эти иллюминаторы стали стандартными для всех гражданс­ких Ju-52/3m, но на военных машинах их не было. Все три двигателя Ju-52/3m се (Werk Nr. 4019) имели кольца Тауненда. Фирма Юнкере построила в 1932-1933 г.г. 12 самолетов Ju-52/3m се.

Следующим вариантом стал Ju-52/3m ci (Werk Nr. 4014), который фирма Юн­кере построила по заказу финской авиакомпании Aero O/Y. На самолете стояли три звездообразных двигателя Пратт энд Уитни «Хорнет» T2D-1, на среднем мо­торе стоял трехлопастный воздушный винт, на крыльевых - двухлопастные воз­душные винты. Дверь сделана в левом борту фюзеляжа сразу за кабиной пило­тов. Другим видимым внешним отличи­ем стала установленная на крыше фюзе­ляжа рамочная антенна радиокомпаса. Самолет комплектовался как колесным, так и поплавковым шасси. Фирма Юн­кере передала самолет Ju-52/3m ci (Werk Nr. 4014) заказчику в Травемюнде 24 июня 1932 г. В финской авиакомпании машина получила собственное имя «SAMPO» и регистрационный номер OH-ALK. Первый полет по линии Хель­синки-Турку-Стокгольм самолет выпол­нил 1 июля 1932 г. Самолет разбился 31 октября 1945 г. в районе финского аэро­дрома Хивинкяя.

Единственный Ju-52/3m ba (Werk Nr. 4016) изготовили специально для румы­на Георге Валентина Бибеску, который в 1930-1941 г.г. являлся президентом FAI. Самолет имел следующую силовую уста­новку: средний мотор - 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Испано-Сюиза MB-12 мощностью 750 л.с., крыльевые - 12-цилиндровые двигатели жидкостного охлаждения Испано-Сюиза NB-12 мощностью по 575 л.с. На среднем моторе стоял трехлопастный воздушный винт, на крайних - двухлопастные. Под каждой плоскостью крыла находилось по одному большому водорадиатору и по пять цилиндрических маслорадиаторов. Вместо хвостового костыля, характерно­го для всех Ju-52 более ранней построй­ки, на Ju-52/3m ba было установлено хво­стовое колесо. Масса пустого - 6325 кг, что примерно на 980 кг больше массы стандартного Ju-52/3m се. Самолет Бибеску получил 1 апреля 1932 г. регистра­цию CV-FAI и собственное имя «ROMANIA».