Ju-52/3m в войне Гран-Чако

 

Суровый и малонаселенный район Гран-Чако ограничен рекой Парагвай на востоке и Андами на западе. В 1928 г. кампания Стандарт Ойл нашла здесь нефть, после чего права на Гран-Чако предъявила Боливия, с чем не согласил­ся Парагвай. Первые спорадические во­оруженные столкновения между Боливи­ей и Парагваем в этом районе имели мес­то уже в 1928 г. В июне 1932 г. президент Боливии Даниель Саламнса Уреу объя­вил войну Парагваю.

В боях приняли участие три самоле­та Ju-52/3m авиакомпании Lloyd Aereo Boliviano. Первый из этих самолетов (Werk Nr. 4008) прибыл в Боливию в ок­тябре 1932 г., здесь он получил регистра­ционный номер СВ-17 и собственное имя «JUAN DEL VALLE». Две другие маши­ны прибыли из Германии в 1933 г., само­лет Werk Nr. 4009 получил регистраци­онный номер СВ-18 и собственное имя «HUANUNI», а самолет Werk Nr. 4018 - собственное имя «CHOROLQUE» без регистрационного гражданского номера.

Большинство летчиков и техников были или немцами, или боливийцами немецко­го происхождения. Прочная конструкция самолетов Юнкере идеально подошла для эксплуа­тации машин с неровных плохо подго­товленных посадочных площадок в Ан­дах. Самолеты дважды в день совершали рейсы между Фортин-Муноз и Вилла-Монтес. Аэродром Вилла-Монтес нахо­дился в Гран-Чако. Транспортники дос­тавляли в район боевых действий воору­жение, боеприпасы, пищу и снаряжение, а назад забирали раненых. Ju-52/3m ра­ботали в Гран-Чако с конца 1932 г. до конца 1933 г.

Разность дневной и ночной темпера­туры воздуха в Андах достигала 40 (С за сутки, из-за этого вечером техникам при­ходилось сливать масло с самолетов, что­бы не допустить его замерзания ночью. Тем не мене утром маслосистему все рав­но приходилось прогревать открытым пламенем. Из-за отсутствия насосов и бензоцистерн самолеты заправлялись вручную, это процесс занимал порой во­семь часов.

В 1932 г. Лига Наций наложила эм­барго на поставки оружия Боливии и Парагваю. Война закончилась в 1935 г., но в 1934 г. по причине нехватки запас­ных частей далеко не всегда все три ма­шины могли подняться в небо. Всего за три года войны три Юнкерса перевезли порядка 40 000 боливийских солдат, бо­лее 4850 т грузов без единого инцидента. Перемирие между Боливией и Парагва­ем было подписано 14 июня 1935 г. Жер­твами этой кровавой войны стали более 100 000 человек с обеих сторон, а экономика обоих государств оказалась на гра­ни краха. Между тем, еще в 1932 г. было установлено, что запасы нефти в Гран-Чако весьма незначительно.

После войны самолеты вернули авиа­компании LAB. Все они разбились в лет­ных происшествиях: 17 января 1936 г. - «CHOROLQUE», 15 декабря 1937 г. -«HUANUNI», 3 ноября 1940 г. - «JUAN DEL VALLE».