Ju-52/3m в люфтваффе
На 1 сентября 1939 г. в составе люфтваффе насчитывалось 57 самолетов Ju-52/3m g3e и Ju-52/3m g4e. Они использовались, главным образом, для снабжения войск и эвакуации раненых, однако принимали и участие в массированном налете немецкой авиации на Варшаву 25 сентября. Солдаты сбрасывали с трехмоторных Юнкерсов зажигательные бомбы вручную через проемы дверей в бортах фюзеляжей.
В операции WSERUBUNG, вторжении Германии в Данию и Норвегию, командование люфтваффе задействовало 573 Ju-52/3m. Вторжение началось 9 апреля 1940 г. Помимо обычной для транспортных самолетов работы по доставке людей и грузов, Юнкерсы совершили трудные, но удачные полеты на десантирование парашютистов. Воздушные десанты были сброшены на норвежские аэродромы Осло-Форнебю и Ставангер-Соло, кроме того парашютисты захватили мост в районе города Вординборг. Тринадцать Ju-52/3m из KGzbV-102 доставили артиллерию немецким войскам, действовавшим в районе Нарвика. Самолеты успешно совершили посадку на лед озера Хартвиганн, однако из-за нехватки горючего не смогли взлететь и были брошены экипажами. Самолеты утонули в озере весной, когда растаял лед. Всего в ходе операции WSERUBUNG самолеты Ju-52/3m перевезли 29 000 человек, 2660 т груза и 118 000 л авиационного бензина.
Операция FALL GELB - вторжение в Западную Европу - началась 10 мая 190 г. В ней было задействовано 430 самолетов Ju-52/3m. Юнкерсы буксировали планеры DFS-230 с десантом на борту. Перед десантниками стояло задание захватить бельгийский форт Эбен-Эмаэль, задание было успешно выполнено. Меньше повезло экипажам Юнкерсов, высаживавших парашютистов над Голландией: голландская ПВО основательно пустила кровь медлительным транспортникам. В целом операция FALL GELB завершилась полным успехом, однако потери в транспортных самолетах были очень большими - люфтваффе лишились более половины всех Ju-52/3m. Потери пришлось восполнять не только постройкой новых самолетов, но и реквизицией самолетов Ju-52/3m вместе с экипажами у авиакомпании Дойче Люфтганза.
Начиная с февраля 1941 г. самолеты Ju-52/3m начали регулярные полеты в Северную Африку с целью снабжения действовавшего в Ливии корпуса «Африка». Самолеты одной группы из KGzbV-1 постоянно летали из Комизо, Сицилия, через Средиземное море. Большинство самолетов выполняло по три полета в день, проводя в воздухе до 12 ч. Ежедневно Юнкерсы в среднем перевозили в Северную Африку до 1000 солдат и по 25 т грузов. Медлительные и неповоротливые Ju-52/3m являлись легкой добычей для истребителей союзников - потери люфтваффе в транспортных самолетах росли. Вторжение на Крит - операция MERCUR - началось 20 мая 1941 г. На остров был высажен воздушной десант численностью 8500 человек, в операции принимало участие 493 самолета Ju-52/ 3m. Юнкерсы не только сбрасывали парашютистов, но и использовались в качестве буксировщиков десантных планеров. Крит пал после 11 дней боев, потери десанта составили 4000 человек, а люфтваффе лишились еще 151 трехмоторного Юнкерса. Захват Крита - самая крупная операция парашютно-десантных войск Германии в период Второй мировой войны, фактически захват Крита стал и последней воздушно-десантной операцией гитлеровских парашютистов.
Тяжелые потери над Критом привели к тому, что к участию в операции «Барбаросса» удалось собрать всего 150 Ju-52/3m. Транспортная авиация порой оставалась единственным средством снабжения стремительно продвигавшихся на восток механизированных колонн вермахта. Ключевую роль самолеты Ju-52/3m сыграли в выживании окруженного в начале 1942 г.г. под Демянском II корпуса вермахта. Ежедневно транспортные самолеты доставляли окруженным по 300 т грузов. Жестокие морозы (температура падала до -45 град. С) сильно осложняли работу летных экипажей и техников. Котел под Демянском просуществовал с 21 февраля по 18 мая 1942 г. Транспортная авиация перевезла за этот период 71 520 т груза и более 30 000 человек к Демянску и вывезла в тыл более 35 000 раненых. Советские истребители и зенитки сбили несколько десятков самолетов люфтваффе, значительное число машин немцы потеряли в результате летных происшествий. Суммарные потери люфтваффе под Демянском составили 265 самолетов - большей частью Ju-52/3m.
Успех в организации воздушного моста к окруженной в лесах под Демянском группировки породил в умах командиров люфтваффе ложную уверенность в том, что транспортная авиация справится и со снабжением еще более крупных сил, также попавших в окружение - 6-й армий генерала Паулюса. Немцы стянули на аэродромы Морозовская и Тацинская, расположенные примерно в 250 км западнее Сталинграда, 375 самолетов Ju-52/3m. Полеты по воздушному мосту начались 25 ноября 1942 г. Нормально войскам 6-й армии требовалось ежедневно доставлять по 830 т грузов, эта цифра значительно превышала реальные возможности люфтваффе. Как всегда в таких случаях решающую роль в неспособности немцев решить поставленные задачи на Западе сваливают на «генерала Мороза»: дескать, рулить по снегу загруженным самолетам было тяжело, а у летчиков-техников ручки-ушки замерзали - не фига в Россию зимой соваться! В среднем в сутки осажденная группировка получала в десять раз меньше груза - всего 93 т. Полеты на аэродром Питомник, через который и осуществлялось снабжение 6-й армии, становились все боле опасным делом из-за усиления русской ПВО и роста активности советских истребителей. Между тем, кольцо войск Красной Армии, сжимавшее Паулюса в Сталинграде, расширялось, его внешняя граница сдвигалась все западнее. Чем шире становилась полоса советских войск вокруг Сталинграда, тем опаснее становились полеты на аэродром Питомник - все больше и больше времени Юнкерсам проходилось лететь над территорией, занятой противником. Паулюс капитулировал 2 февраля 1943 г., к этому времени транспортная авиация люфтваффе потеряла под Сталинградом почти 266 Ju-52/3m и около 1000 человек летного состава. Части Красной Армии захватили в качестве трофеев еще почти 100 исправных или имевших незначительные повреждения Ju-52/3m. Часть из этих самолетов эксплуатировалась русскими.
Самолеты Ju-52/3m принимали участие в эвакуации частей 17-й армии с Кубани. Начиная с 19 апреля, транспортная авиация работала в интересах войск, подавлявших восстание в еврейском гетто Варшавы. Юнкерсы сбрасывали на восставших бомбы и листовки.
Последним масштабным случаем применения транспортной авиации люфтваффе стало снабжение окруженной в районе Бреслау (в настоящее время Вроцлав, Польша) группировки немецких войск. Воздушный мост начал функционировать в середине февраля 1945 г., последние три Ju-52/3m приземлились в Бреслау 7 апреля. В этой операции люфтваффе потеряли 165 самолетов, в том числе и Ju-52/3m.
Спорадически Ju-52/3m летали в окруженный советскими войсками Берлин. В последний раз Юнкере из Transportgeschwader-3 (TG-3) появился над Берлином 29 апреля 1945 г., за день до самоубийства Адольфа Гитлера. Самолет сбросил свой груз над Тиргартеном, недалеко от Рейхсканцелярии.
По состоянию на 25 апреля 1945 г. в Transportgeschwadern-1, 2 и 3, и в Transportgruppe-20 имелось 190 самолетов Ju-52/3m. Из этого числа 137 самолетов досталось союзникам в качестве трофеев. Очень немногие из 3400 построенных Ju-52/3m уцелели до конца войны.