Ju-52/3m на гражданской службе в послевоенные годы

 

В 1947 г. британская авиакомпания ВЕА подписала контракт с фирмой Шорт Бразерс на переоборудование 11 ранее летавших в составе люфтваффе самоле­тов Ju-52/3m в 12-местные пассажирские авиалайнеры. На самолеты были установлены британские радиокомпасы с ан­теннами иной, чем у немецких, формы, изменилось расположение мачт натяж­ной радиоантенны, был зашит грузовой люк. 11 переоборудованных Юнкерсов получили в ВЕА регистрацию от G-АНВР и G-AHOC по G-AHOL. Авиаком­пания эксплуатировала самолеты на мар­шрутах, пролегавших над Британскими островами. Первый рейс Ju-52/3m в цветах ВЕА выполнил 18 ноября 1947 г. на линии Лондон-Кройдон - Белфаст-Сиденхэм. Са­молеты задержались в британской авиа­компании не надолго - последний рейс был выполнен 31 августа 1948 г.

Авиакомпания SAS (Scandanavian Airlines System) эксплуатировала гидро­самолеты Ju-52/3m вплоть до лета 1956 г. Ju-52/3m в варианте гидросамолета так­же летали в послевоенные годы в норвеж­ской авиакомпании DetNorske Luftfartselskap. Бывшие Ju-52/3m болгар­ский ВВС стали первыми самолетами авиакомпании Болгарские Воздушные Линии. Первый рейс на маршруте Враж­дебная - Бургас был выполнен 29 июня 1949 г., среди пассажиров в том полете находился Георгий Димитров.

Советский Аэрофлот летом 1944 г. использовал Ju-52/3m на линиях Москва - Пермь и Москва - Куйбышев. Аэрофлотовские Юнкерсы привлекались к сроч­ной доставки необходимых материалов и деталей на оборонные заводы. На часть самолетов были установлены радиополу­компасы РПК-10 советского образца. В составе Аэрофлота Ju-52/3m эксплуати­ровались до 50-х годов.

После перехода Румынии из стана союзников Германии в стан ее противни­ков, часть самолетов Ju-52/3m была пе­редана из ВВС в государственную авиа­компанию LARES. Один из этих Юнкерсов доставил румынскую делегацию из Бухареста в Одессу, целью визита являлось подписание перемирия с советски­ми властями. Три Ju-52/3m летали в со­ставе LARES на местных авиалиниях в 1946-1947 г.г.

В 1955 г. для эксплуатации на Новой Гвинее авиакомпания Gibbes Sepik Airways приобрела три Ju-52/3m у фир­мы М. Ahrenberg из Швеции. Первый из этих самолетов (Werk Nr. 7256, VH-BUU) лично перегнал в октябре 1955 г. из Бромма, Швеция, в Горока, Папуа - Новая Гвинея, основатель авиакомпании ас вре­мен Второй мировой войны уинг-коммендер Роберт Х.У. Гиббс. Два других Ju-52/ 3m (Werk Nr.7493, VH-BUV и Werk Nr.613756, VH-BUW) прибыли на Новую Гвинею в январе 1957 г. Все самолеты обо­рудовали дополнительными топливными баками, после чего самолеты стали способ­ны держаться в воздухе по 10 часов.

Вскоре после прибытия самолетов на Новую Гвинею двигатели BMW-132 заменили 600-сильными звездообраз­ными моторами Пратт энд Уитни R-130-SH-G австралийского производ­ства. Изначально двигатели предназна­чались для учебно-тренировочных са­молетов «Уирруэй». На моторах стояли трехлопастные металлические воздуш­ные винты изменяемого шага.

Юнкерсы прекрасно подошли для эк­сплуатации с коротких и неровных взлет­но-посадочных площадок страны папуа­сов. На таких с позволения сказать аэро­дромах не могли эксплуатироваться са­мые распространенные в мире транспор­тные самолеты Дуглас DC-3. Один Ju-52/ 3m (самую первую машину Гиббса - Werk Nr. 7256, VH-BUU) все-таки пришлось списать после вынужденной посадки 17 октября 1959 г. на реку Байер. Два дру­гих Юнкерса летали до апреля 1960 г., затем их разобрали на металлом в Маданге, Новая Гвинея.