Глостер «Гладиатор Mk II» и «Си Гладиатор»

 

Главной отличительной чертой само­летов Mk II стал двигатель Бристоль «Меркурий Mk VIIIA» мощностью 830 л.с., оснащенный редуктором с переда­точным числом 0,572. Этот двигатель был создан в соответствии с техзаданием F.36/ 37 Министерства авиации, которое пре­дусматривал выпуск 50 «Гладиаторов» с этим двигателем. Мотор Бристоль «Мер­курий Mk VIIIA» был создан в рамках программы «shadow factory». Програм­ма предусматривала распределение вы­пуска самолетных частей среди множе­ства субподрядчиков. Это должно было уберечь авиастроение Великобритании от тяжелых потерь, если противнику уда­лось бы разбомбить один-два крупных завода. В конце войны к подобному ре­шению прибегли и немцы, образовав множество мелких производственных и сборочных цехов по всей Германии. Вы­пускавшийся на «теневом заводе» двига­тель получил обозначение Mk VIII AS и несколько отличался от своего прототи­па. Двигатель оснащался полуавтоматом форсажа, который действовал на карбюратор и смесители Хобсона, оптимизируя состав топливной смеси. Двигатель Бри­столь «Меркурий Mk VIIIA» обладал возможностью ручного форсирования, что позволяло временно повысить мощ­ность мотора на 10 л.с. На самолете «Гла­диатор Mk II» изменилась приборная доска. Эту доску отработали на серийном «Гладиаторе Mk I» (K7919). На новой доске добавились гироскоп Сперри, ис­кусственный горизонт Рейда, инклино­метр, курвиметр Сквиста, спидометр Смита, альтиметр Колсманна и указатель вертикальной скорости Хьюза. Работы над Mk II совпали с заказом Адмиралтей­ства на палубный истребитель. По мне­нию многих историков разница между «Гладиатором Mk II» и «Си Гладиато­ром» была условной, поскольку 38 само­летов первой производственной серии Mk II переделали в палубные истребите­ли. Эта партия получила название про­межуточных (interim) «Си Гладиаторов». От Mk II они отличались крюком аэро­финишера под хвостом, флотской радио­станцией Т.К. 9 и спидометром, откалиброванным в узлах. Установка крюка зас­тавила усилить конструкцию хвостовой части машины. Первая партия промежу­точных «Си Гладиаторов» прибыла в боевые части в конце 1938 года. Еще до отправки первой партии, в июне 1938 года, Адмиралтейство заключило с «Гло­стером» новый контракт. Заказ предус­матривал поставку 60 «Гладиаторов», соответствующих спецификации F.36/37 (Mk II). Палубный истребитель «Си Гла­диатор Mk II» был оснащен спасательной надувной лодкой и креплением для ката­пульты. Лодка находилась под фюзеля­жем между стойками шасси, закрытая обтекателем. При этом с самолета при­шлось снять гильзоулавливатель, и на палубном истребителе гильзы просто выбрасывались наружу.

Первые попытки использовать «Гла­диаторы» в Средней Азии показали, что самолет нуждается в доработке. Для это­го, ремонтно-запасному отряду № 27 в Шоубери поручили разработать комп­лекс соответствующих мер. Самолет по­лучил воздушный фильтр «Воукс». На истребитель погрузили аварийный паек и флягу с водой. Доработанные таким образом «Гладиаторы» начали поступать на вооружение английских эскадрилий, базирующиеся на Востоке и в Египте. Первые машины прибыли в Египет в мае 1939 года. Это были самолеты с серий­ными номерами L8005, L8012-L8028. Не­которые авторы обозначают эти маши­ны как Mk II Trop., но в официальных документах того времени подобное обо­значение не встречается. Несмотря на то, что «Гладиатор» выпускался крупной серией, никто не сомневался в том, что на вооружении этот самолет долго не продержится. Наступала эпоха «Харрикейна» и «Спитфайра».