Боевое применение английских «Гладиаторов»

 

Первые серийные «Гладиаторы» (23 самолета) Министерство авиации полу­чило 16 февраля 1937 года.

Первой эскадрильей Королевских ВВС, получившей «Гладиаторы», стала 72-я эскадрилья из Тангмера. Часть сфор­мировали 22 февраля 1937 года на базе одного звена 1-й эскадрильи, дислоциро­ванной на том же аэродроме. В тот же день флайт-лейтенант Э.М. Дональдсон и четверо других пилотов отправились на завод, чтобы получить там пять «Глади­аторов» (К6130-К6134). Самолеты пере­гнали на аэродром Черч-Фентон - новую базу эскадрильи. 72-я эскадрилья дольше любой другой части Королевских ВВС летала на «Гладиаторах», сменив их лишь в апреле 1939 года.

Следующей перевооруженной частью стала 3-я эскадрилья в Кенли. В обеих эскадрильях эксплуатировались самоле­ты первой серии с пулеметами «Льюис» под крыльями. Самолеты с «Браунингами» первой получила 54-я эскадрилья из Хорнчерч. Перевооружение части нача­лось 27 апреля.

Затем «Гладиаторы» поступили в 74-го эскадрилью, также из Хорнчерч (но в июне 1937 года часть пересела на «Гонтлеты»), 80-ю эскадрилью (Хенлоу, с июня 1937 года), 65-ю (Хорнчерч), 73-ю (Дебден), 87-ю (Дебден) и 56-ю (Норт-Уилд). Несколько «Гладиаторов» попали в час­ти особого назначения в Хаклкоуте и Мартлсхеме. Всего до конца года Коро­левские ВВС получили 203 самолета, в том числе 172 машины поступили в бое­вые части.

До сентября 1937 года на «Гладиато­ры» полностью пересели 8 эскадрилий. Все они уже достигли состояния боего­товности.

Эскадрильи на «Гладиаторах» регу­лярно участвовали в публичных показах. Уже 7 мая 1937 года 3-я эскадрилья про­вела показательный взлет по тревоге и воздушный бой для представителей лет­ных делегаций Доминиона. 26 июня эта же эскадрилья участвовала в показах в Хендоне, за которыми следило до 200000 человек.

23 октября в Великобританию прибы­ла немецкая делегация: Э. Мильх, Г.И. Штумпфф и Э. Удет. В числе прочих объектов, они посетили базу в Хорнчер­че, где дислоцировались 54-я и 65-я эскад­рильи на «Гладиаторах». В описываемый период обе эскадрильи входили в состав системы ПВО Англии.

Несмотря на активные учения, до марта 1938 года в авариях истребитель­ная авиация потеряла только восемь «Гладиаторов».

Однако вскоре обнаружились недо­статки «Гладиатора». В пикировании стремительно росли обороты винта. Сильная вибрация мешала точному при­целиванию. Все это заставило начать эк­сперименты с трехлопастным винтом «Фейри-Рид».

Испытания проходили на трех само­летах: прототипе К5200, а также на К7964 и К8049. «Гладиатор» К7964 получил новый винт и редуктор 0,572. Этот само­лет участвовал в соревнованиях на мет­кость стрельбы и выиграл их. Однако в итоговую таблицу самолет не попал, так как был нестандартным. С марта 1938 года большинство самолетов получило новые винты. Пилоты с большим одобре­нием встретили это усовершенствование. Первой частью, отлетавшей свое на «Гладиаторах», стала 3-я эскадрилья из Кенли. В марте 1938 года она начала по­лучать «Харрикейны» и к июлю заверши­ла перевооружение. Затем на «Харрикей­ны» пересела 56-я эскадрилья. Тем не ме­нее, появились две новые эскадрильи «Гладиаторов». Это была 25-я эскадри­лья из Хоукинга и 85-я из Дебдена. Ле­том 1938 года перешли на «Харрикейны» 73-я и 87-я эскадрильи.

Три «Гладиатора» из 87-я эскадрильи 10 июня 1938 года во французском горо­де Виллокублэ продемонстрировали при­емы группового высшего пилотажа. Для пущей убедительности крылья «Гладиато­ров» соединили резиновым жгутом. Пило­тировали самолеты взводный офицер Дж.Х.Дж. Финн, взводный офицер Р.Л. Лоример и взводный сержант Дьюдни.

Во время «Мюнхенского кризиса» английская истребительная авиация рас­полагала:

Двумя эскадрильями «Харрикейнов» (полностью укомплектованных и подго­товленных);

Пятью эскадрильями «Гладиаторов» (полностью укомплектованных и подго­товленных);

Восемью эскадрильями «Гонтлетов» (полностью укомплектованных и подго­товленных);

Тремя эскадрильями «Фурий I/II» Тремя эскадрильями «Демонов» (пол­ностью укомплектованных и подготов­ленных).

Во втором эшелоне находились сле­дующие части:

Две эскадрильи «Харрикейнов» (пол­ностью укомплектованных и проходящих курс подготовки)

Одна эскадрилья «Гладиаторов» (в состоянии комплектации);

Одна эскадрилья «Гонтлетов» (час­тично укомплектованная);

Четыре эскадрильи «Демонов» (час­тично укомплектованные).

Хотя кризис быстро разрешился, ко­мандование истребительной авиации приняло решение усилить свои силы, по­скольку вероятность войны оставалась высокой. Поскольку быстро подготовить большое число эскадрилий на новых са­молетах «Харрикейн» и «Спитфайр» не представлялось .возможным, пришлось формировать вспомогательные части, которые получали «Гладиаторы», выве­денные из состава частей первой линии. Первой такой эскадрильей стала 607-я эскадрилья из графства Дархем.

Эскадрильи на «Гладиаторах» (5 в боеготовом состоянии) перебросили в район Лондона. 25-я эскадрилья переба­зировалась на аэродром Нортхолт. Само­леты получили двухцветный камуфляж и бортовой код, начинающийся с «ZK». 54-я и 65-я эскадрильи также участвовали в системе ПВО Лондона, оставаясь на сво­ей базе в Хорнчерче.

В 1938 году первые «Гладиаторы Mk I» прибыли в Палестину (80-я эскадри­лья) и в район Суэцкого канала, где их использовали для борьбы с арабами. Са­молет хорошо подходил для местных ус­ловий, поэтому начался выпуск специа­лизированной тропической модифика­ции истребителя. Например, в мае 1939 года 27 MU переделала 18 «Гладиаторов Mk I», доведя их к стандарту Mk II, пос­ле чего самолеты отправились в Египет.

В начале 1939 года эскадрильи пер­вой линии в Англии начали получать пер­вые «Спитфайры». 25-я эскадрилья часть своих «Гладиаторов» передала в 607-ю эскадрилью вспомогательной авиации, 54-я эскадрилья - в 603-ю эскадрилью. Самолеты 65-й эскадрильи отправили в Шоубери для консервации. Вскоре «Спитфайры» получила 72-я эскадрилья, которая также отправила свои «Гладиа­торы» в Шоубери в распоряжение 27 MU.

Ранней весной 1939 года сформиро­вали еще две эскадрильи на «Гладиато­рах»: 605-ю (графство Уорвик» и 615-ю (графство Суррей). Обе эскадрильи вхо­дили в состав вспомогательной авиации.

К моменту вступления Великобрита­нии в войну «Гладиаторы» находились на вооружении четырех эскадрилий Коро­левских ВВС (58 машин) в Англии, четы­рех эскадрилий на Ближнем Востоке и Северной Африки (152 самолета. Ожида­лась поставка еще 97 «Гладиаторов», а 100 машин находились в учебных и ре­монтных частях. Из этих 350 «Гладиа­торов» - 250 участвовали в боях в течении первых 18 месяцев войны. Пилоты «Гладиаторов» заявили по меньшей мере 250 побед.

607-я эскадрилья в первые недели вой­ны занималась патрулированием северо-восточного побережья Англии. С середи­ны октября началось перевооружение части «Спитфайрами».

605-я эскадрилья летала на «Гладиа­торах» обеих модификаций, а также рас­полагала несколькими «Харрикейнами». В задачу эскадрильи входило ночное пат­рулирование южного побережья, взаимо­действуя с прожекторными батареями в Саутгемптоне и Портсмуте. В октябре эскадрилья передала большинство «Гла­диаторов Mk II» в 615-ю эскадрилью, а остальные машины до конца месяца по­пали в учебные части и на склады.

17 октября 1939 года в 12:40 тройка звена «В» 607-й эскадрильи в составе флайт-лейтенант Дж. Сэмпл, летный офи­цер Дж.Д. Крейг и взводный офицер У.Х.Р. Уитти получила приказ перехва­тить гидросамолеты противника. В 13:30 удалось обнаружить одиночный немец­кий гидроплан в 25 милях от берега. Пи­лоты атаковали по очереди противника с задней полусферы и серьезно повреди­ли Do 18, который, протянув несколько миль, сел на воду, а экипаж был снят ан­глийским траулером и взят в плен. Анг­личане потерь не понесли. В 14:10 маши­ны вернулись в Аклингтон. Другая трой­ка того же звена поднялась в воздух в 13:30 и безрезультатно атаковала четыре немецких гидросамолета.