Окраска и обозначение

 

Первые «Гладиаторы», выпускав­шиеся заводом в Брокворте, целиком выкрашивались серебристой (алюмини­евой) краской. Краску наносили на по­лотняное покрытие, дюралевые листы оставляли как есть.

Опознавательные знаки (кокарды) наносили в шести позициях. На фюзеля­же изображали кокарду «А» диаметром 25 дюймов, каждая концентрическая ок­ружность имела ширину 5 дюймов. На верхней стороне крыльев также наноси­ли кокарду «А», но диаметром 40 дюй­мов (толщина колец 8 дюймов). На ниж­ней стороне крыла кокарда имела в диа­метре 30 дюймов (толщина колец 6 дюй­мов). Серийный номер на нижней стороне крыльев наносился черной краской, ли­теры имели в высоту 20 дюймов (стандарт­ная высота 30 дюймов, но на нижнем кры­ле не было места для больших букв). Чер­ными 8-дюймовыми литерами серийный номер дублировался на фюзеляже.

Отдельные английские эскадрильи в качестве своих эмблем в описываемый период использовали геометрические фигуры.

72-я эскадрилья на бортах фюзеляжа несла три горизонтальные полосы: крас­ные крайние, синяя внутренняя. Полосы образовывали прямоугольник, располо­женный перед кокардой на фюзеляже, а за кокардой сходились в треугольник, направленный острым концом на серий­ный номер. На верхнем крыле проводи­лись две параллельные красные полосы, соединенные на концах красными прямо­угольниками. Между ними проходила синяя полоса, достигавшая кокард. Цвет­ные метки звеньев имелись на колесных дисках, а также на килях машин коман­диров звеньев.

3-я эскадрилья в течение долгого вре­мени использовала зеленую полосу, но с появлением «Гладиаторов» в 1937 году обозначение сменили на зеленый «вым­пел» с закругленной передней частью. В центре «вымпела» находилась фюзеляж­ная кокарда. На верхнем крыле наноси­ли зеленый широкий ромб между кокар­дами. Цветные метки звеньев наносились по той же схеме, что и 72-й эскадрилье.

54-я эскадрилья использовала свой герб, нанесенный на поле цвета звена.

80-я эскадрилья имела только свою эмблему.

65-я эскадрилья использовала крас­ный шеврон, наносившийся по обоим бортам фюзеляжа и на верхнем крыле.

73-я эскадрилья использовала доволь­но сложную цветовую схему. На фюзеля­же изображался «меч» сине-желтого цве­та, частично заслоненный кокардой. На верхней стороне верхнего крыла похожий мотив изображался внутри от кокард.

87-я эскадрилья - на фюзеляже черный прямоугольник с зелеными змеями.

56-я эскадрилья - на фюзеляже и вер­хнем крыле прямоугольники с красно-белой клеткой.

В 25-й и 85-й эскадрильях цветные обозначения на «Гладиаторах» не встре­чались.

В период Мюнхенского кризиса ис­требители перекрасили. Самолеты полу­чили камуфляж Dark Green/Dark Earth. Утвердили два типа камуфляжа: «А» и его инверсный вариант «В». В целом ка­муфляж «Гладиатора» был обычным для английских одномоторных истребителей-бипланов. От использования цветных обозначений отказались. Кокарды заме­нили на так называемые национальные опознавательные знаки военного време­ни тип «В» (сине-красные). На «Гладиаторах» новые эмблемы наносились так. Ширина красного кольца доводилась до 2/5 диаметра кокарды, а внутреннюю часть кокарды закрашивали синей краской. Таким образом, синий круг имел диаметр 25 дюймов, а красное кольцо было шири­ной 10 дюймов. На верхней стороне крыла эмблема была диаметром 40 дюймов в 16-дюймовым красным кольцом. На нижней стороне диаметр эмблемы 30 дюймов, ши­рина кольца 12 дюймов.

Изменилась и окраска днища самоле­та. Ввели так называемую схему «день-ночь» - одно крыло белое, другое черное (в оригинале Night-White). Существова­ло несколько вариантов этой схемы, ко­торые заключались в том, что крылья действительно красили в черный и белый цвет, а вот фюзеляж между ними закра­шивался по-разному. Чаще всего днище фюзеляжа и нижнюю поверхность гори­зонтальных стабилизаторов оставляли алюминиевого цвета. У некоторых ма­шин серебристыми оставляли элероны и закрылки, или их красили в контрастный цвет цвету крыла.

Одновременно для обозначения эс­кадрилий ввели двухбуквенный код, за­менивший разного рода цветные импро­визации. Каждый самолет эскадрильи теперь имел трехбуквенный бортовой код. Две первые буквы слева от кокарды обозначали эскадрилью, а третья буква права от кокарды указывала на самолет в составе эскадрильи. Буквы наносились специально утвержденной для этих целей краской, известной под названием Sea Grey Medium (DTD 33B/157).

В процессе камуфляжа самолетов ока­зались закрашенными оригинальные се­рийные номера на крыле и бортах фюзе­ляжа. Эти номера снова нанесли черны­ми 8-дюймовыми литерами на бортах фюзеляжа.

До начала войны на самолетах изобра­жались и официальные эмблемы эскадрилий. В период Мюнхенского кризиса эс­кадрильи имели следующие буквенные обозначения: 3-я эскадрилья - ОР, 25-я эскадрилья - RX, 54-я эскадрилья - DL, 65-я эскадрилья - FZ, 72-я эскадрилья -SD, 85-я эскадрилья - NO, 607-я эскадри­лья - LW.

С октября 1938 по май 1939 года были сформированы еще три эскадрильи: 603-я эскадрилья - RL, 605-я эскадрилья - НЕ, 615-я эскадрилья - RR.

К началу войны на «Гладиаторах» летали четыре эскадрильи. Две из них, отправленные во Францию, получили новые коды: 607-я эскадрилья - AF, 615-я эскадрилья - KW.

В 1939 году камуфляж бипланов из­менился. В Королевском авиационном центре в Фарнборо разработали специ­альный камуфляж. Принцип окраски зак­лючался в том, что затененные поверх­ности самолета окрашивались в более светлый цвет. Такая схема получила на­звание «Shadow Shading». Как обычно, имелись два инверсных варианта камуф­ляжа: «А» и «В». Верхняя сторона верх­него крыла и верхняя часть фюзеляж (примерно до середины борта), а также верхняя сторона горизонтальных стаби­лизаторов окрашивались в цвет Dark Green и Dark Earth. Затененные поверх­ности (верхняя сторона нижних крыльев, нижняя сторона фюзеляжа, киль и руль направления) окрашивались в цвета Light Green и Light Earth.

Аналогичный камуфляж был предло­жен и для палубных самолетов. Освещен­ные поверхности камуфлировались цве­тами Extra Dark Sea Grey и Dark Slate Grey, а затененные поверхности - Dark Sea Grey и Light Slate Grey. Расположе­ние пятен на самолетах разных типов за­висело от расположения на них теней.

Позже светлыми красками покрывали только верхнюю сторону нижних крыль­ев. «Гладиаторы» получали новый ка­муфляж или в боевых частях или на скла­дах. Такой камуфляж имели большинство «Гладиаторов», участвовавших в боях во Франции. Нижние поверхности окраши­вали блестящей краской или красили по схеме «день-ночь».

Осенью 1939 года в очередной раз изменились опознавательные знаки. .Те­леграммой А. 949/32, отправленной во все части 30 октября, предписывалось в пе­риод с 5 по 10 ноября на все самолеты нанести кокарды типа «А» на верхние и нижние стороны крыльев. Исключение составили только ночные истребители и бомбардировщики, у которых нижняя сторона крыльев целиком заливалась черным цветом. У «Гладиаторов» на ниж­них крыльях кокарды «А» наносились на белый круг диаметром 15 дюймов. Диа­метр красного центра уменьшили до 5 дюймов.

«Гладиаторы», отправленные в Нор­вегию (263-я эскадрилья), несли четырех­цветный камуфляж. На верхнем крыле имелись кокарды тип «В» диаметром 40 дюймов, на нижних крыльях - кокарды тип «А» диаметром 30 дюймов, а на фю­зеляже - кокарды тип «А» диаметром 25 дюймов. Кодовые литеры (НВ) наноси­лись краской Medium Sea Grey. Здесь сле­дует упомянуть о донесении командира эскадрильи У. Стрейта, который утвер­ждал, что «Гладиаторы» 263-й эскадри­льи в ходе боевых действий были пере­крашены перед отправкой в Норвегию. Низ и борта фюзеляжа, а также киль и нижняя сторона горизонтальных стаби­лизаторов были выкрашены в цвет Sky Grey. Пятна цвета Light Earth на нижних крыльях закрасили краской Sky Grey. На остальной части фюзеляжа и верхнем крыле пятна Dark Earth закрасили крас­кой Medium Sea Grey. Таким образом, самолеты несли необычный камуфляж Light Green/Sky Grey на нижнем крыле, Dark Green/Medium Sea Grey на верхнем крыле и Sky Grey на нижней стороне фюзе­ляжа. Нижнюю сторону нижнего крыла оставили черно-белой. Поскольку нет ни­каких фотоснимков, подтверждающих ис­пользование подобной схемы, то к ней можно относиться с осторожностью.

1 мая 1940 года опознавательные зна­ки снова изменили. Приказом Х.485, ра­зосланным во все части, предписывалось увеличить контрастность кокард типа «А», добавив к ним желтую кайму. Но­вые кокарды стали называться тип «АЛ».

В это же время были введены вертикаль­ные цветные полосы на руле направле­ния: красная, белая и синяя. Официаль­но, ширина полос на руле направления должна была равняться ширине концен­трических колец кокарды на фюзеляже.

Добавление желтого канта увеличило диаметр кокарды до 35 дюймов. Ширина полос на руле направления в действитель­ности составляла одну треть от ширины руля. Однако ни одного фотоснимка «Гла­диатора» с вертикальными полосами на руле направления не сохранилось.

15 мая 1940 года телеграммой X 479 4/ 6 предписывалось на нижнюю сторону крыльев всех самолетов нанести кокар­ды, чтобы облегчить идентификацию са­молетов с земли. Однако «Гладиаторы», сражавшиеся во Франции, такие кокар­ды уже имели.

6 июня 1940 года ввели новую схему окраски нижних поверхностей самолета. Вместо черно-белой схемы, нижнюю сто­рону фюзеляжа и крыльев стали целиком заливать краской Sky.

«Гладиаторы», остававшиеся в Анг­лии до конца 1940 года, получили двух­цветный камуфляж Dark Green/Dark Earth, нижние поверхности окрашива­лись краской Sky.

Первые «Гладиаторы», которые при­были на Африку и Ближний Восток, были серебристого цвета. Позднее самолеты получили двухцветный камуфляж Dark Green/Dark Earth + Night/White. В конце 1940 года появился пустынный камуф­ляж. Чистый Dark Earth заменили крас­кой, составленной из пигмента Ident. Yellow с добавлением Dark Earth, что давало песочный цвет. Нижние поверх­ности машины окрашивали смесью кра­сок Bright Ident. Blue и Ident. White, что давало цвет, похожий на светлый ульт­рамарин. Очень быстро песочную сме­шанную краску заменили готовой крас­кой Light Earth. Этот тип камуфляжа использовался в тех районах, где было не так много песка, как в пустыне. Со вре­менем, части передислоцировались в дру­гие районы Северной Африке, где воз­никла необходимость в более коричне­вом камуфляже. Новый камуфляж состо­ял из пятен Dark Earth и Light Earth, вско­ре Light Earth заменили на более подхо­дящий по оттенку Middle Stone. Нижние поверхности самолета закрашивали крас­кой Azure Blue.

3-я австралийская эскадрилья летала на «Гладиаторах» в пустынном камуфля­же. Эскадрилья имела кодовое обозначе­ние CV, но на машинах оставались ста­рые коды, сохранившиеся со времен экс­плуатации истребителей в эскадрильях Королевских ВВС.

«Гладиаторы», переведенные на вспо­могательную службу, сохраняли старый камуфляж. Машины, использовавшиеся для разведки, вскоре перекрасили. Ли­нию разделения верхнего и нижнего ка­муфляжа подняли до середины борта. Высокая граница между нижним и верх­ним камуфляжем была характерна и для самолетов морской авиации.

«Гладиаторы», остававшиеся в частях Королевских ВВС после 1940 года, несли стандартный для того времени истреби­тельный или разведывательный камуфляж.

Первые «Си Гладиаторы» были се­ребристого цвета. Кокарды тип «А», кро­ме того, на фюзеляже имелись цветные полосы, обозначавшие принадлежность к той или иной части. Кодовые обозна­чения белые, а серийные номера черные. Изменения в окраске и опознавательных знаках проходили на флоте параллельно с Королевскими ВВС. В августе 1939 года Адмиралтейство ввело для морской авиа­ции камуфляж Dark Sea Grey/Battleship Grey. Позднее появилась деконтрастирующая окраска «Shadow Shading»: Extra Dark Sea Grey/Dark Sea Grey + Dark Sea Grey/Light Slate Grey, низ Sky Grey. Линия раздела между верхним и нижним камуфляжем проходила выше, чем на са­молетах Королевских ВВС - примерно на середине высоты борта. На камуфляже кодовые обозначения наносились черной краской. Так выглядели «Си Гладиато­ры», базировавшиеся на Мальте. Позднее у мальтийских машин изменили располо­жение пятен, а днище перекрасили дру­гим оттенком краски Sky.

 

Бельгия

 

Бельгийские «Гладиаторы» прибыли в страну в двухцветном камуфляже: вер­хний Khaki (FS 595а 20040, эта краска быстро выцветала) и нижний Silver (FS 595а 37178). Самолеты получили специ­альные обозначения для перелета в Бель­гию. На месте машины получили новые кодовые обозначения в диапазоне от G-17 до G-38. Кодовые обозначения нано­сили на нижнюю сторону крыла. Литера G на левом крыле, снаружи от пулемета, цифры на правом крыле, причем цифры от 17 до 31 наносили между фюзеляжем и пулеметом, а от 32 до 38 - десятки и еди­ницы по бокам от кожуха пулемета. Опознавательные знаки (кокарда черно-желто-красная, считая из центра) нано­сились в шести позициях по английско­му образцу. Эмблема эскадрильи - крас­ная комета с белым кантом - изобража­лась по бортам фюзеляжа над кокардой.

 

Норвегия

 

Норвежские «Гладиаторы» были се­ребристого цвета. Номера наносили по бортам фюзеляжа черной краской. Опоз­навательные знаки в виде полос (на кры­льях шириной 100 см) были следующих цветов: красный (37,5 см), белый (6,25 см), синий (12,5 см), белый (6,25 см), красный (37,5 см). Полосы наносили как на верх­нем, так и на нижних крыльях. Такую же цветную полосу наносили на руле направ­ления: (от петлей подвески) красный (22 см), белый (7,5 см), синий (5 см), белый (7,5 см), остальная часть руля красная.

 

Португалия

 

Португалия получила «Гладиаторы» в двухцветной окраске: верхняя сторона темно-зеленая, нижняя - светло-голубая. Линия раздела проходила очень низко.

Опознавательные знаки: красный крест на фоне белого круга наносился на верхнее и нижние крылья. На киле име­лась зелено-красная полоса с эмблемой ВВС Португалии. Индивидуальные но­мера самолетов черные на нижних кры­льях и белые на фюзеляже.

 

Швеция

 

Первые шведские «Гладиаторы» были серебристые. Опознавательный знак в виде трех золотых корон помещал­ся в шести позициях. Руль направления желто-синий.

Позднее шведы ввели двухцветный камуфляж: оливково-зеленый (ovivgront, FS 34097) и серо-голубой (ljustblagra, FS 36473). Линия раздела проходила по се­редине борта. Опознавательные знаки (kronkarke) в шести позициях. Три жел­тые короны с тонким черным кантом на фоне голубого круга (с 1940 года круг получил тонкий белый кант). Первона­чально цифровые обозначения делались черной краской на фюзеляже. Позднее добавились белые цифры на руле направ­ления. Небольшие черные цифры за ка­потом двигателя заменили большими бе­лыми. Номер включал в себя номер эс­кадрильи и номер самолета.

Эскадрилья F19, участвовавшая в боях в Финляндии, использовала не­сколько другую схему окраски. На ори­гинальный шведский камуфляж нанесли нерегулярные полосы серебристого цве­та (FS 17178). Поскольку шаблоны не использовались, каждый самолет полу­чил уникальный камуфляж. Шведские опознавательные знаки заменили финс­кими, а также добавили кодовое обо­значение, сделанное желтой краской на руле направления примерно на высоте 1 м. Кок винта выкрасили в желтый цвет. Серебристые полосы наносили так, чтобы не закрыть ими шведские ре­гистрационные номера, находящиеся на хвосте самолета.

После окончания финской кампании, перед отправкой в Швецию, финские опознавательные знаки закрасили черной краской (получились черные круги). Эти круги стали фоном для различных эмб­лем. На хвостах «Гладиаторов» нарисо­вали черепа со скрещенными костями. По возвращению на родину, самолетам вер­нули стандартный камуфляж.

 

Финляндия

 

Финские «Гладиаторы» получили стандартный английский камуфляж типа «Shadow Shading». Опознавательные зна­ки - белый круг с голубой свастикой - в шести позициях. Желтая полоса быстрой идентификации на фюзеляже и нижней стороне оконцовок крыла.

Позднее самолеты перекрасили в со­ответствии с финскими правилами: нере­гулярные пятна черного и оливково-зеленого цвета, днище светло-серое. Жел­тые полосы быстрой идентификации ос­тались на месте.

Самолеты несли номера от GL-251 до GL-280, нанесенные на фюзеляж и ниж­нюю сторону нижнего крыла черной краской.

В частях опознавательные знаки на верхней стороне крыла замазывали чер­ной краской, чтобы затруднить прицели­вание истребителям противника.

Аналоги цветов финского камуфляжа:

Оливково-зеленый - FS 34096 (но с заметным коричневым оттенком), чер­ный - FS 37038, светло-серый - FS 36440, светло-голубой - FS 35414 (но с проси­нью), желтый - FS 13655 (блестящий), красный - FS 21302.

 

Ирландия

 

Четыре ирландских «Гладиатора» имели тот же камуфляж, что португальс­кие машины: темно-зеленый/серебрис­тый.. Самолеты несли номера от 23 до 26, нанесенные белой краской по бортам фюзеляжа и черной краской на нижней стороне нижних крыльев. Опознаватель­ные знаки в виде полос (оранжевый, бе­лый, яблочно-зеленый) на крыльях и руле направления.

 

Китай

 

Самолеты целиком выкрашены в тем­но-зеленый (Dark Green). Большие (вы­сота 24 дюйма) белые номера на бортах фюзеляжа. Руль направления в бело-си­нюю полоску. Опознавательные знаки -белое солнце (двенадцатиконечная звез­да) с вписанным голубым кругом. Знаки наносили на верхнюю сторону левого крыла и нижнюю сторону правого.

 

Греция

 

Первые два «Гладиатора», купленные для Греции ее гражданином, были сереб­ристыми с греческими опознавательны­ми знаками. Машины, переданные гре­кам англичанами в 1940 году, несли стан­дартный камуфляж Королевских ВВС, греческие опознавательные знаки на них нанести не успели.

 

Литва

 

Литовские «Гладиаторы» были сереб­ристые, лишь верхняя сторона крыльев оливково-зеленого цвета. Черные номе­ра от G-701 до G-714, были нанесены еще в Англии. На сохранившихся фотографи­ях видно, что руль направления выкра­шен в тот же цвет, что и верхняя сторона крыльев.

Опознавательные знаки - крест с бело-черным кантом на руле направления.

 

Латвия

 

Латвийские «Гладиаторы» несли ка­муфляж бельгийского типа: хаки/сереб­ристый. Линия раздела проходила при­мерно на высоте середины борта. Опоз­навательные знаки: красная свастика на фоне белого круга в шести позициях, при­чем на верхней стороне крыльев свасти­ка наносилась прямо на камуфляж без белого фона. Индивидуальный номер черный с белым кантом.

 

Германия

 

Трофейные «Гладиаторы» перекра­шены в серый цвет RLM 02 Grau. Кожух двигателя остался зеленого цвета. Опоз­навательные знаки - немецкие, стандарт­ные. Бортовые номера черные.