Оценка «Гладиатора» пилотами

 

Мнение английского пилота

 

Г.А. Тейлор (перегонщик самолетов) так описал свой по­лет на «Гладиаторе»:

«3 ноября 1939 года я получил задание перегнать «Гладиа­тор» из Филтона, Бристоль на аэродром 27 MU в Шоубери, в

районе Шрусбери. Трудно было придумать более приятного задания. До того времени я летал только на «Бленхеймах» и «Аксонах». «Гладиатор» К7965 оказался в Филтоне после не­удачной попытки дотянуть до базы. Машина совершила вы­нужденную посадку из-за ухудшившейся погоды.

Вероятно, мой взлет, а особенно разбег, прошли не самым лучшим образом. Но мне пришлось идти галсами, поскольку обзор вперед из кабины закрывался двигателем. Кроме того, самолет подскакивал на неровностях на своем жестком шасси, что обзора не улучшало. Я оторвался, пробился через тучи и расслабился. С помощью маховика на правом борту закрыл фонарь кабины. Кабина закрывалась легче, чем у «Харрикейна» или «Спитфайра». Закрытый фонарь ограничил обзор в еще большей степени. Полет происходил на высоте 300 м. Проле­тев несколько минут, я решил испытать машину. Некоторое время я забавлялся, выполняя различные маневры. Крутые ви­ражи самолет проходил с легкостью, нужно было только не давать машине заваливаться на нос. Сделал несколько бочек, однако от резких маневров я воздержался, не зная, что можно ожидать от машины.

Вскоре я приблизился к грунтовому аэродрому Шоубери. Убрал газ, выпустил закрылки. Закрылки, которые скорее пред­ставляли собой аэродинамические тормоза, так увеличили со­противление, что самолет клюнул носом, открыв обзор из ка­бины. Я испугался, что двигатель может заглохнуть, и приба­вил газу. В этот момент колеса коснулись земли. Самолет дал козла, но во второй раз сел уже на три точки. Мне понравилось летать на этом биплане».

 

Мнение финского пилота

 

В бою «Гладиатор» оказался несколько медленнее, чем ут­верждали официальные документы. Крейсерская скорость со­ставляла около 250 км/ч на высоте около 1100 м. «Гладиатор» превосходил И-153 в маневренности, но уступал в скорости. Пилоту приходилось тратить много времени на управление рулями, чтобы удержаться на хвосте более быстрого и отли­чавшегося лучшей скороподъемностью И-153. Самолет был устойчив во всех осях. Он хорошо держал курс, корректиро­вать направление полета приходилось нечасто. Усилие на руч­ке составляло 4-5 кг. Усилие на элеронах было немного боль­ше. Чтобы сделать полную бочку на крейсерской скорости на педали приходилось передать усилие около 12 кг. Самолет плав­но сваливался на нос при скоростях меньше 50 миль/ч и легко выводился из штопора.

Петлю выполнял плавно без тенденции к выпадению. Боч­ку вертел медленно из-за большой площади крыла, на полный оборот уходило по 8-9 секунд. Посадочная скорость составля­ла около 85-90 миль/ч. Закрылки выпускались с помощью десятисекундной работы ручным насосом, после чего самолет опускал нос. Посадка проходила легко, если только не было сильного бокового ветра.