Фирма

 

В английских архивах сохранилась вырезка из газеты 1920 года, в котором сообщалось о создании новой фирмы. Фирма называлась H.G. Hawker Engeneering Co. Ltd., а ее учредителями и одновременно сотрудниками были Ф.И. Беннет, Г.Г. Хоукер, Т.О.М. Сопвич, Ф. Сигрист и В.У. Аир. Поле инте­ресов фирмы было широким. Она могла выпускать велосипеды разных типов, мотоциклы, двигатели (паровые и внут­реннего сгорания), автомобили и само­леты. Новая компания получала в наслед­ство имущество фирмы «Сопвич», а так­же заказы на выпуск самолетов Сопвич «Снайп» и лицензионных машин ДеХевиленд.

Сначала дела фирмы шли трудно. 12 июля 1921 года в кабине самолета Ньюпорт «Госхоук» умер сам Гарри Хоукер, именем которого была названа фирма. Его подточенный туберкулезом организм уже давно не мог переносить больших нагрузок. В тот злополучный день Хоу­кер решил совершить резкий разворот на малой высоте. Вследствие перегрузки у Хоукера открылось кровотечение, став­шее причиной быстрой смерти. Неуправ­ляемый самолет упал на землю.

Потеря одного из учредителей компа­нии не остановила оставшихся. Какое-то время казалось, что будущее фирмы со­стоит в выпуске автомобилей. Политика английского правительства в отношении самолетостроения после 1-й Мировой войны, мягко выражаясь, не оставляла никаких перспектив. Одна за другой зак­рывались фирмы, выпускавшие самоле­ты, причем не только военные, но и граж­данские. Постепенно дело дошло до того, что в распоряжении Королевских ВВС осталось всего несколько истребителей «Снайп». К счастью, в этот драматичес­кий момент ситуация изменилась. Нача­лась реорганизация ВВС. Был определен список приоритетов. Истребители в этом списке стояли в самом конце, где-то ря­дом с подписью автора - сэра Хью Тренчарда. Первое место среди приоритетов заняли бомбардировщики, что соответ­ствовало основным европейским тенден­циям 20-х годов.

Для Королевских ВВС и такой спи­сок был гигантским шагом вперед, по­скольку в нем впервые признавалась не­обходимость существования самостоя­тельной авиации, независимой от сухо­путных войск и флота. До этой поры судьбы авиации решались офицерами, чьи представления о самолетах определя­лись несколькими лекциями и беллетри­стикой. Они еще могли признать полез­ность разведывательной авиации, а вот истребительная авиация для них была чушью. Королева войны была одна - пе­хота. Такой взгляд на вещи не был исклю­чительно английским. В период между войнами в Европе в двухмоторных само­летах пилотом был летчик в звании сер­жанта, тогда как за его спиной сидел офи­цер - наблюдатель или бомбардир. Пи­лот считался извозчиком, слыханое ли дело, чтобы извозчик был в офицерском звании?! Немного не так было на одно­местных истребителях, где за спиной пи­лота сидел разве что его ангел-хранитель.

Но роль истребительной авиации оцени­валась крайне низко. Так что счастьем было уже одно то, что истребители во­обще попали в список Тренчарда.

1922 год стал в значительной степени переломным для фирмы «Хоукер». Ми­нистерство авиации заказало у фирмы два самолета: двух- или трехместного разведчика с двигателем Сиддли «Ягуар» или Бристоль «Юпитер», а также малый одноместный истребитель также с двига­телем Сиддли «Ягуар». Первый проект воплотился в самолет Хоукер «Дайкер», а второй увенчался возникновением ис­требителя Хоукер «Вудкок». Это был первый истребитель фирмы, выпускав­шийся крупной серией и состоявший на вооружении многих эскадрилий Коро­левских ВВС.

Контракт на выпуск «Вудкока» по­зволил фирме расширить производство и реализовать еще ряд проектов. Наслед­ство Сопвича использовалось во время выпуска «Кемела» для Королевского ВМФ и проектировании двухместной модификации «Снайпа». Немного извес­тно о проектах «Хеджхог» и «Хампбэк». Штат фирмы вырос, пришло много ква­лифицированных инженеров, техников и чертежников. Это позволило создавать целиком проект от задумки до воплоще­ния в металле. В описываемое время фир­ма вела одновременно не менее восьми проектов.

Среди пришедших в фирму новичков был молодой конструктор и чертежник, работавший прежде семь лет в фирме «Мартинсайд», Сидней Кемм. До своего появления на фирме «Хоукер». Кемм уча­ствовал в проектировании сверхлегкого спортивного самолета «Сайнет», кото­рый весил меньше, чем подвесной топ­ливный бак «нормального» самолета. «Сайнет» оказался очень удачной маши­ной. В 1925 году он победил на соревно­вания в Лимпне, а на следующий год за­воевал кубок еженедельника «Дейли Мейл» в категории двухместных легких самолетов.

Сидней Кемм быстро сделал карьеру на новом месте. В мае 1926 года в воздух поднялся Хоукер «Хорнбилл» - одноме­стный истребитель-биплан, главную роль в проектировании которого играл еще старый инженер Картер. Однако уже сле­дующий самолет Хоукер «Дейнкок» (гол­ландская модификация «Вудкока» с дви­гателем Армстронг-Сиддли «Ягуар») был целиком спроектирован Кеммом. Следу­ющим самолетом фирмы, снова создан­ным Картером, был Хоукер «Хорсли» -бомбардировщик-торпедоносец, затем выпускавшийся массовой серией и состо­явший на вооружении как Королевских ВВС, так и иностранных армий. По ли­цензии самолет выпускала датская фир­ма «Данторп».

Тем временем, в 1925 году инженер Картер ушел в Глочестершир Эйркрафт Компани, и Кемму пришлось самому до­водить «Хорнбилл». Этот самолет имел в основном металлическую конструкцию, что для того времени было технической новинкой. Кемм заметно упростил кон­струкцию Картера, благодаря чему само­лет стал гораздо технологичней в произ­водстве. Работая над внедрением «Хорнбилла» в производство, Кемм набрался опыта работы с металлом. Следующий проект Кемма - истребитель Хоукер «Хирон» - был цельнометаллическим бипла­ном со звездообразным двигателем Бри­столь «Юпитер VI». «Хирон» создавался на базе «Вудкока» и первоначально пла­нировался как цельнометаллический ва­риант старого истребителя. Однако изме­нения в конструкции были столь значи­тельны, что «Хирон» можно считать но­вым самолетом.

Следующий истребитель Хоукер «Хоуфинч» облетали в 1927 году. Это также был цельнометаллический самолет. Он был создан в соответствии с технически­ми требованиями F.9/26, сформулирован­ными Министерством авиации. Эти тре­бования предъявлялись к самолету, дол­жному заменить старые истребители Гло­стер «Геймкок» и «Гриб». «Хоуфинч» не победил в конкурсе, главным образом потому, что фирма «Хоукер» уже имела контракт на самолеты «Вудкок» и «Хор­сли». Победителем конкурса стал самолет Бристоль «Бульдог».

Облет «Хоуфинча» был не единствен­ной задачей, стоявшей перед Кеммом в 1927 году. В это время компания решила разработать свой тяжелый двухмотор­ный бомбардировщик, удовлетворявший техническим требованиям В. 19/27 Мини­стерства авиации. Самолет был спроек­тирован, но прототипа не построили. Причиной тому было отсутствие у фир­мы сборочного зала достаточной площа­ди, где можно было бы собрать самолет. Даже окончательную сборку сравнитель­но небольших самолетов «Хорсли» при­ходилось производить в других местах.

После неудачи с двухмоторным само­летом, Кемм вернулся к проектированию меньших машин. Хоукер «Харриер» дол­жен был быть аналогом «Хорсли» по ха­рактеристикам и грузоподъемности, но иметь при этом заметно меньшие габари­ты. Но в ходе испытаний выяснилось, что двигатель «Юпитер VIII» перегревается и не развивает нужной мощности. «Хар­риер» остался на стадии прототипа, ко­торый позднее использовался фирмой для различных экспериментов.

Удачнее сложилась судьба самолета, получившего имя «Томтит». Этот двухме­стный учебный самолет выпустили серией всего несколько десятков машин, но его постоянно показывали на выставках, а так­же использовали в учебных частях. Поэто­му с этой машиной многие были знакомы.

В 1926 году Министерство авиации выдало техническое задание № 12, в ко­торой формулировались требования к дневному бомбардировщику с двигате­лем Роллс-Ройс «Фалькон», призванный заменить самолеты D.H.9A и Фейри «Фоунс». В результате работ, проведенных еще в 1926 году был создан легендарный самолет: Хоукер «Харт» - двухместный бомбардировщик с идеальной аэродина­микой. Прототип облетали еще в 1927 году, а его характеристики ставили его вне конкуренции. Уже одно, что бомбардировщик развивал скорость до 296 км/ч, тогда как истребитель «Сискин» развивал всего лишь 247 км/ч. Во время демонстрационного боя «Сискин» просто не смог догнать бомбардировщик.

В 1933 году «Харты» начали поступать в первые части Королевс­ких ВВС. На базе самолета создали ряд вариантов и модификаций, в том числе бомбардировщики, учебные самолеты, истребители, гидро­самолеты.... Почти каждый вариант имел свое название: «Демон», «Одекс», «Харди», «Оспрей», «Хартбист»/«Хартбис», «Хайнд» и «Гек­тор». Все варианты хорошо показали себя и пользовались популярно­стью среди пилотов. «Харт» представлял собой апогей развития бип­ланов. Похожим образом шло развитие и другой линии самолетов «Хоукер», имевшей самое непосредственное отношение к теме нашего по­вествования. Речь идет о линии, увенчавшейся созданием одного из красивейших истребителей всех времен и народов: Хоукер «Фурия».