«Си Харрикейн»

 

Англичане традиционно в качестве палубных истребителей использовали «сухопутные» самолеты. Существовала палубная версия «Фурии», известная под названием «Нимрод», а также палубный «Си Гладиатор», созданный на базе обычного «Гладиатора». Однако эти са­молеты не вполне отвечали требованиям. Считалось, что морской самолет должен иметь экипаж из двух человек: пилота и штурмана, поскольку навигация над вод­ными просторами требовала особых на­выков и много времени. Экипаж из двух человек был на самолетах Фейри «Фалмер». Но этот самолет был слишком тя­желым и неповоротливым, совершенно не подходящим на роль истребителя.

Германия, хоть и не имела собствен­но палубной авиации, была хорошо под­готовлена к воздушным операциям на море. Кроме того, Германия располага­ла большим числом подводных лодок и успешно применяла их. После капитуля­ции Франции в распоряжении Германии появились великолепные базы, позволяв­шие начать активные действия против английского флота. Самолеты Fw 200, Не 111 и Не 115 постоянно патрулировали море, отыскивая английские корабли и наводя на цели подводные лодки. При­чем немецкие пилоты не ограничивались простым наблюдением, при случае сбра­сывая бомбы и торпеды на английские корабли. Самолет Fw 200 даже заслужил прозвище «бича Атлантики».

Английские наземные истребители имели слишком ограниченную дальность полета, чтобы успешно перехватывать немецкие самолеты. Береговая авиация, случалось, обнаруживала немецкие под­водные лодки, но чаще немцы действо­вали безнаказанно. После потери авиа­носцев «Корейджес» и «Глориес» англи­чане уже не могли обеспечить эскортом каждый конвой.

Следовало найти какой-то способ увеличить дальность действия авиации. Частично ситуацию удавалось исправить с помощью подвесных топливных баков и организации временных аэродромов в Норвегии. Кроме того, выяснилось, что стандартные «Харрикейны» вполне мо­гут взлетать и садиться на палубу авиа­носца «Глориес» при достаточно силь­ном встречном ветре. Однако «Глориес» вскоре был потоплен немецкими линко­рами «Шарнхорст» и «Гнейзенау». А на­ходившиеся на его борту самолеты по­шли на дно вместе с кораблем.

Англичане не отказались от идеи при­способить «Харрикейн» к действиям над морем. Поскольку увеличить число авиа­носцев быстро не представлялось воз­можным, самолетами решили оснас­тить... транспортные суда. Обычно транспорт оборудовался катапультой и брал на борт один или два истребителя. При необходимости, пуск самолета осуществ­лялся с помощью катапульты. Сесть са­молет уже не мог, лишь иногда пилотам удавалось дотянуть до берега.

Ситуация на море была столь тяже­ла, что англичане соглашались даже на это «одноразовое» использование истре­бителей. Для начала набрали пилотов-добровольцев. Затем установили ката­пульты на суда «Пегас», «Маплин», «Аригуани», «Патиа» и «Спрингбэнк». Каждый из них также получил самолеты «Фалмер». В 1941 году началось практи­ческое использование одноразовых само­летов. Результаты были нулевые. Нето­ропливые и неповоротливые «Фалмеры» не могли перехватить даже бомбардиров­щиков, не говоря уже о немецких истре­бителях.

Требовался другой истребитель. Вы­бора не было, этим другим истребителем должен был стать «Харрикейн». Первый пуск «Харрикейна» с катапульты провели в марте 1941 года. Самолет вполне го­дился для такого пуска, его лишь следова­ло оснастить зацепом для катапульты.

Успешные испытания закончились тем, что в мастерских оснастили зацепа­ми пятьдесят самолетов Mk I, которым присвоили обозначение «Си Харрикейн Mk IA». Самолеты несли восемь 7,7-мм пулеметов и оснащались двигателями «Мерлин III». К тому времени катапуль­ты были уже на 35 транспортах. Ката­пульта была длиной 24 м, из которых 21,3 м приходилось на ход тележки. Тележка разгонялась с помощью твердотопливно­го ракетного ускорителя. Ускоритель вместе с включенным на полную мощ­ность двигателем разгоняли самолет до 120 км/ч. Пилоту при старте приходилось переносить перегрузки до 3,5 g.

Вся эта операция носила кодовое на­звание «Катафайтер», а одноразовые «Харрикейны» получили неофициальное прозвище «Харрикет». Корабли с ката­пультами обозначались аббревиатурой САМ (Catapult Armed Merchantman или Catapult Aircraft Merchantman). Первым транспортом САМ стал «Эмпайр Рейнбоу», водивший конвои в Галифакс, Но­вая Шотландия в июне 1941 года. До кон­ца июня катапультами оборудовали еще пять транспортов. Каждое судно несло по два «Харрикейна». Один стоял на ката­пульте, другой - запасной - на палубе.

Подготовку пилотов проводили в MFSU (Merchant Ship Fighter Unit) и 804-й эскадрилье. Первую победу одержал са­молет, пущенный с борта транспорта «Маплин». Австралийский пилот Р.У.Х. Эверетт 2 августа 1941 года в районе Сьерра-Леоне сбил Fw 200. Приводнив­шись, пилот едва не погиб, так как зак­линило фонарь кабины, а самолет уже начал уходить под воду. Однако пилоту все же удалось выбраться из машины, и его подобрали спасатели.

К удивлению, столь рискованная служба почти не сопровождалась потеря­ми в летном составе. За все время погиб лишь летный офицер Джон Кенделл с «Эмпайр Морн». Вылетев на перехват группы немецких Ju 88, Кенделл сбил один «Юнкере». Когда же бензин был из­расходован, пилот покинул кабину само­лета, но его парашют не раскрылся.

Операция «Катафайтер» длилась до 1943 года. Было проведено восемь пусков, удалось сбить шесть машин противника. Всего суда САМ 175 раз выходили в море.

Но это все были вынужденные и вре­менные полумеры. Требовались дешевые эскортные авианосцы, способные не толь­ко выпускать, но и принимать самолеты.

С этой целью в 1941 году было созда­но несколько кораблей класса MAC (Merchant Aircraft Carrier). Это были обычные транспорты, которые оснасти­ли деревянной полетной палубой. Аэро­финишер позволял самолетам не только взлетать, но и садиться. Каждый такой импровизированный эскортный авиано­сец брал 12 самолетов, которые во время рейса стояли на палубе, так как ангары на борту, разумеется, отсутствовали.

Одним из первых «авианосцев» стал транспорт «Авенджер». Он входил в со­став конвоя PQ-17. 7 сентября 1942 года в районе мыса Северный разыгралась воздушная битва. Самолеты люфтваффе двое суток атаковали конвой. «Си Хар­рикейны» шесть раз вылетали на перехват противника. Удалось сбить 32 немецких самолета, потери англичан составили три машины, всех пилотов удалось подобрать. Причем все три самолета оказались сбиты огнем корабельной зенитной артиллерии. Конвой потерял 10 транспортов. Если бы не было истребителей, потери конвоя были бы значительно выше.

«Си Харрикейны» на судах MAC от­личались от тех, что использовались в операции «Катафайтер». Прежде всего, они были оборудованы выдвигаемым крюком аэрофинишера. Имелся зацеп для катапульты. Внутреннюю конструк­цию самолета усилили. Большинство самолетов оснащалось моторами «Мерлин II», но около 260 «Си Харрикейнов» было переделано из машин Mk ПА и В, поэто­му имели двигатель «Мерлин XX». Воо­ружение - восемь пулеметов.

Появление пушечных истребителей привело к тому, что часть «Си Харрикей­нов» получили новые крылья с установ­ленными в них пушками. В результате получился гибрид, объединявший 20-мм пушки и двигатель «Мерлин III», отвер­гнутый Королевскими ВВС. Эта модифи­кация обозначалась «Си Харрикейн Mk  IC». На авианосцах пушечные истреби­тели появились в январе 1942 года. Лет­ные качества этих истребителей были невысокими, но над морем это имело меньшее значение. Самолеты развивали скорость 444 км/ч на высоте 5304 м.

Кроме «оригинальных» английских «Си Харрикейнов» на службе использо­вались и самолеты «Си Харрикейн Mk ХIIА» канадского производства, осна­щенные двигателями «Паккард 24» и не­сущие пулеметное вооружение.

В 1942 году немцы и итальянцы уси­лили свое присутствие на Средиземном море. Английские конвои, шедшие на Мальту, подвергались массированным налетам. Было решено создать палубный истребитель на базе «Харрикейна Mk IIС». Получившиеся «Си Харрикейны Mk IIС» уже не оборудовались зацепами для катапульт, но только крюками аэро­финишера.

Появление «Си Харрикейнов Mk IIС» выправило ситуацию в районе Мальты. Наибольший успех удалось одержать в августе 1942 года, когда один из англий­ских конвоев атаковало до пятисот не­мецких и итальянских самолетов. На их перехват поднялось 70 «Си Харрикей­нов» разных модификаций. Пилотам уда­лось сбить 39 бомбардировщиков про­тивника, потеряв при этом восемь ма­шин. Кроме того, благодаря активному противодействию истребителей, боль­шинство сброшенных бомб и торпед не достигли цели.

«Си Харрикейны», несмотря на свою корабельную специализацию, использо­вались и в эскадрильях берегового бази­рования. Иногда при этом с самолетов снимали зацеп катапульты и крюк аэро­финишера.