Советский Союз

 

30 августа премьер-министр Великоб­ритании Уинстон Черчилль предложил Сталину 200 истребителей «Харрикейн» в рамках помощи по ленд-лизу. Эти ис­требители должны были дополнить уже отправленные 200 машин Р-40 «Тома­гавк». Все самолеты предполагалось до­ставить по морю в Мурманск, но первые «Харрикейны» прибыли в Советский Союз по воздуху. 28 августа 1941 года на аэродроме Ваенга под Мурманском при­землились 24 «Харрикейна Mk IIB» из 151-го крыла. Вскоре к ним присоедини­лись 15 истребителей, доставленных мо­рем. Группа английских летчиков под командованием Х.Н.Дж. Рамсботтом-Ишервуда имела задачей прикрывать со­юзнические конвои на подходах к Мур­манску. В состав 151-го крыла входили 81-я и 134-я эскадрильи, которые доста­точно успешно взаимодействовали с со­ветскими истребительными полками, вылетая не только для прикрытия морс­ких конвоев, но и на сопровождение со­ветских бомбардировщиков.

Уже 12 сентября 134-я эскадрилья сбила два из трех Bf 109, сопровождав­ших корректировщик артиллерийского огня Hs 126. Англичане потеряли один самолет, погиб сержант Смит. Это была единственная потеря, понесенная англи­чанами на Карельском фронте. 17 сентяб­ря восемь «Харрикейнов», сопровождав­ших СБ-2, были атакованы восьмеркой «мессеров». Англичане не дали немцам прорваться к бомбардировщикам и даже сбили один Bf 109.

В конце сентября англичане верну­лись домой. Перед отъездом командир крыла и трое других пилотов были пред­ставлены к ордену Ленина. 37 «Харрикей­нов» крыла остались в СССР. Из этих самолетов сформировали 78-й ИАП, ко­торый возглавил Борис Сафонов. Часть машин попала в состав 72-го смешанно­го авиаполка. Осваивать «Харрикейны» советским пилотам и техникам помога­ли английские специалисты.

Тем временем 22 сентября 1941 года комиссия НИИВВС приняла первый «Харрикейн», доставленный непосредственно для Советского Союза. В при­емочном акте отмечено, что машины но­сили следы эксплуатации. Вообще, пер­вые «Харрикейны», доставленные в СССР, были уже потрепанными машина­ми, некоторые из них налетали по 100 часов и более.

В октябре 1941 года в Мурманск при­была первая партия «Харрикейнов», до­ставленная морем. Однако самолеты не сразу попали в боевые части. Их прием­ка по разным причинам затягивалась.

Инженер 72-го САП З.А. Арушанов, видя, что в полку остается очень мало боеспособных машин, на свой страх и риск подписал акт приемки 162 «Харрикейнов». За самоуправство Арушанов попал под арест. Тем временем английс­кие специалисты вернулись домой, и Ару­шанов оказался единственным челове­ком, знакомым с особенностями эксплу­атации самолетов. Самолеты оказались неподготовленными к зиме и замерзли. Арушанова выпустили с условием вер­нуть все самолеты в строй. Вскоре ему удалось отремонтировать 60 машин, а спустя еще некоторое время полетели все самолеты. Большинство из них осталось в 72-м полку, а 65 машин передали в 78-й ИАП СФ. Вскоре начались массовые по­ставки «Харрикейнов» в СССР. Сначала машины доставлялись морем через север­ные порты, а позднее их стали перегонять через Иран. Всего в СССР доставили 3082 истребителя.