«Харрикейны» на фронтах

 

Подготовкой пилотов и комплекта­цией машин занималось несколько запас­ных полков. Первым из них был 27-й ЗАП, базировавшийся на аэродроме Кадников в районе Вологды, а также части 6-й ЗАБ из Иванова. Позднее пилотов «Харрикейнов» готовили и летные учи­лища, в том числе знаменитое Качинское училище, эвакуированное вглубь страны.

Раньше всего «Харрикейны» начали применять в бою на северном участке фронта. Кроме 72-го и 78-го полков «Хар­рикейны» имелись в составе 152-го и 760-го полков, действовавших на Карельском фронте. Технической документации на самолеты не хватало, поэтому технику пришлось осваивать самостоятельно. Военный инженер 3-го ранга П.А. Курач и военный техник 1 -го ранга Братусь под­готовили техническое описание оборудо­вания «Харрикейна» и инструкцию по эксплуатации. Военный инженер 2-го ранга В.И. Андреев подготовил описание кислородной аппаратуры. Так, постепен­но накапливался материал. Нелегко при­ходилось и летчикам. Первые полеты приходилось совершать самостоятельно, без инструктора, не имея даже простей­шего описания. Лишь позднее несколько самолетов переделали в двухместные учебные машины.

Но несмотря на все перечисленные трудности, пилоты 152-го ИАП уже в де­кабре 1941 года приступили к боевым вылетам. Уже в первых боях дала о себе знать слабость вооружения «Харрикей­нов». Инженеры Карельского фронта предложили заменить восемь 7,7-мм пу­леметов четырьмя 12,7-мм пулеметами БК с боекомплектом 100 выстрелов на ствол. Кроме того, под крыльями было решено установить замки для 50-кг бомб.

Для начала переоборудовали девять са­молетов. Их боевые испытания прошли успешно, тогда переделку поставили на поток. Позднее под крыльями устанавли­вали направляющие для ракет.

С января 1942 года на участке 26-й армии приступил к боевым вылетам 760-й ИАП. В ходе наступательной операции 14-й армии, проводившейся с 29 апреля по 13 мая, 760-й и 197-й ИАПы, летавшие на «Харрикейнах», прикрывали ударные соединения. 16 мая 1942 года три «Харрикейна» 760-го ИАП провели удачный бой. Звено старшего лейтенанта А.И. Николаенкова со стороны солнца атако­вало семь Ju 87, которых сопровождали четыре Bf 109. В первый же заход удалось сбить две «штуки», остальные беспоря­дочно сбросили бомбы и повернули на­зад. Преследуя уходящего противника, советские летчики сбили третий Ju 87, а затем завязали бой с истребителями, ко­торый закончился нулевой ничьей. В тот же день другое звено «Харрикейнов», ве­домое старшим лейтенантом Н.А. Куз­нецовым, также из 760-го полка вылетело на прикрытие наземных частей. Зайдя со стороны солнца, истребители атаковали восемь Ju 87, которых сопровождали два Bf 109. В первой атаке удалось сбить два Ju 87, а вскоре был сбит третий пикировщик.

«Харрикейны» 760-го ИАП также прикрывали кировскую железную доро­гу, соединявшую Мурманск с большой землей. 15 июля 1942 года 17 Ju 88 и один Do 215 (возможно Do 17Z или Bf 110) в сопровождении пяти Bf 109 попытались бомбить мост в районе станции Кемь. На перехват вылетело четыре «Харрикейна» из 760-го полка, ведомых капитаном П.В. Воробьевым, а также четыре «Харрикей­на» из 195-го ИАП. Советские летчики сходу сбили три бомбардировщика, прежде чем их связали боем немецкие истребители. Всего советским истребите­лям удалось одержать восемь побед. Ка­питан Воробьев сбил Do 215, Ju 88 и Bf 109. Еще один Ju 88 сбил старший лейте­нант А.Н. Николаенков, а четыре других самолета пали жертвой 195-го полка. Потери советской стороны составили три самолета. Старший лейтенант В.И. Крупский из 760-го ИАП за пять дней июля сбил над кировской железной дорогой три Ju 88. 8 июля Крупскому удалось до­стать разведывательный Ju 88, проводив­ший аэрофотосъемку с высоты 8000 м.

2 августа 1942 года звено «Харрикей­нов» из 760-го ИАП, ведомое сержантом Б. А. Мясниковым, атаковало над Кестенгой разведывательный Hs 126, который сопровождали три Bf 109. Советским пи­лотам удалось сбить разведчика и два ис­требителя сопровождения. Сержант Мяс­ников таранил третий «мессер» и погиб.

В начале августа «Харрикейны» 760-го и 195-го ИАПов, вместе с ЛаГТ-3 из 609-го ИАП и Ил-2 17-го ГвШАП совер­шили несколько налетов на аэродром противника в районе Тунгозеро. Налеты оказались настолько эффективными, что гитлеровцам пришлось навсегда поки­нуть базу.

Напряженные бои приходилось в 1942 году вести над морем. Немецкая ис­требительная авиация старалась завое­вать господство в воздухе. В 14-й армии, действовавшей на этом направлении к 1 июля осталось только шесть боеспособ­ных истребителей. В сентябре 1942 года армию усилили, придав ей из резерва 837-й ИАП. Пилоты этого полка только что закончили двухмесячный курс летной подготовки и не имели никакого боево­го опыта. В воздушных боях 14-я армия потеряла 18 истребителей, еще 23 маши­ны получили повреждения. Только 15 сентября во время налета немецкой авиа­ции на аэродром Мурмаши, было поте­ряно пять «Харрикейнов» из 197-го и 837-го ИАПов. Немцы атаковали силами 20 Ju 87, которых сопровождали восемь Bf 110 и 16 Bf 109. Советская авиация смог­ла поднять в воздух всего шесть «Хар­рикейнов», две «Аэрокобры» и два «Киттихоука». 27 сентября над этим же аэродро­мом четверка «мессеров» завязала бой с пятью «Харрикейнами» из 837-го ИАП и четырьмя Р-40В из 20-го ГвИАП. Немцам удалось сбить два «Харрикейна» и два «То­магавка» без потерь со своей стороны.

Кроме 152-го, 195-го и 760-го ИАПов, входивших в состав 259-й ИАД, на Ка­рельском фронте на «Харрикейнах» ле­тали 435-й и 835-й ИАПы. Некоторые «Харрикейны» 435-го ИАП поступили в полк с опознавательными знаками инос­транных государств: финской свастикой и польской клеткой. Впрочем, относи­тельно этой подробности есть обоснован­ные сомнения. Несколько «Харрикейнов» оказалось в составе 20-го ГвИАП, а весной-летом 1942 года в 65-м ШАП (ставшем вскоре 17-м ГвШАП) тоже было несколько «Харрикейнов». Пилоты Книжник и Саломатин, летавшие в соста­ве 65-го ШАП на «Харрикейнах», унич­тожили на земле по девять самолетов противника.

Зимой 1941/42 г.г. на северных аэро­дромах комплектовались полки для дру­гих участков фронта. Так, в конце 1941 года сняли с Южного фронта и перебро­сили на север 4-й ИАП подполковника А.В. Серенько. Подготовкой пилотов за­нимались подполковник П.С. Акуленко и И.И. Шумов. В ходе обучения пилоты столкнулись со склонностью «Харрикейна» капотировать на снегу и мягком грун­те. Старший техник лейтенант Александр Мельников предложил механикам сидеть на хвосте заморской машины во время рулежки. Рискуя жизнью, механики вы­полнили приказ. Не обошлось без траги­комических случайностей. Один пилот забыл, что у него на хвосте висит меха­ник и резко начал набирать высоту. По­том внезапно вспомнил, и быстро при­землился. Когда механика отцепили от хвоста, выяснилось, что он отморозил руки и весь поседел.

В начале февраля 1942 года 4-й ИАП перебазировался под Ярославль, войдя в систему ПВО Ярославля и Рыбинска. Хотя эти города находились довольно далеко от фронта, немецкая авиация часто совершала в этот район налеты. Полк ежедневно патрулировал воздушное про­странство, действуя на высотах 5000-8000 м. Быстро выяснилась слабость вооруже­ния самолета. Немецкие пилоты даже сбросили на аэродром ехидное письмо, в котором просили «не царапать краску на немецких крыльях».

Однако хорошо смеется тот, кто сме­ется без последствий. Вскоре самолеты 4-го ИАП прошли перевооружение. Вмес­то пулеметов винтовочного калибра са­молеты получили две 20-мм пушки ШВАК и два 12.7-мм пулемета УБТ.

В конце мая 1942 года 4-й ИЛП полу­чил пополнение, а в начале июля часть переформировали, разделив на две час­ти. Одна часть, возглавляемая подпол­ковником Серенько, осталась под Ярос­лавлем, а другая, возглавляемая Героем Советского Союза майором А.А. Моро­зовым, отправилась на Брянский фронт.

На Брянском фронте 4-й ИАП майо­ра Морозова вошел в состав 287-й ИАД и сразу же приступил к боевым вылетам. Уже 6 июля 12 «Харрикейнов» вылетели на разведку в район Погожево-Олым. На обратном пути завязался бой с группой «мессеров». Нашим летчикам удалось сбить три немецких самолета ценой од­ного подбитого «Харрикейна», который, впрочем, дотянул до линии фронта и сел на своей территории. На следующий день 4-й ИАП вылетел прикрывать сухопут­ные войска в районе Черново-Долгоруково. Там им попались 30 Ju 87 в сопро­вождении 15 Bf 109. Были сбиты шесть пи­кировщиков и один «мессер». В июле полк ежедневно вылетал прикрывать сухопут­ные войска, переправы через Днепр, на раз­ведку, сопровождение бомбардировщиков и штурмовку наземных целей.

В начале июля 4-й ИАП перебазиро­вался и продолжил сражаться на тульс­ком и воронежском направлениях. С 6 по 28 июля пилоты полка сбили в ходе 196 воздушных боев 40 самолетов противни­ка. Во второй половине августа полк пе­ревооружили истребителями Як-1 и Як-7, а оставшиеся «Харрикейны» передали в другие части.

В начале 1942 года большинство «Харрикейнов» действовало под Моск­вой. Уже в декабре 1941 года один «Харрикейн» оказался при штабе 728-го ИАП, а 2 февраля 1942 года в состав 6-го ИАК ПВО Москвы вошли 67-й и 429-й ИАП, располагавшие по 22 «Харрикейна». По­зднее на фронт прибыли 438-й, 488-й и 736-й ИАПы, также вошедшие в состав ПВО Москвы. Вооружение истребителей разными способами пытались усилить.

Почти всегда под крылья устанавливали направляющие для ракет. В марте 1942 года появилось решение о перевооруже­нии всех имевшихся «Харрикейнов». Пе­ределку проводили на московском авиа­ционном заводе № 81. Переделку прохо­дили как только что полученные маши­ны, так и самолеты, уже давно летавшие в боевых частях. Кроме того, полевые бригады с завода № 81 параллельно ра­ботали на базах в Кубинке, Химках, Монино и Егорьевске.

«Харрикейны» из системы ПВО Моск­вы не только прикрывали столицу, но и участвовали в контрнаступлении Красной Армии под Москвой, действуя в зоне За­падного и Калининградского фронтов. 27 февраля, прикрывая сухопутные части За­падного фронта, старший лейтенант П.Н. Коновалов из 488-го ИАП и капитан Б.В. Задворов из 736-го ИАП сбили по одному Bf 109, а младший лейтенант А.В. Кузне­цов записал на свой боевой счет Bf 110.

С 1 марта 488-й ИАП с двумя други­ми полками 6-го ИАК действовал в со­ставе Северо-Западного фронта. Там в течение двух недель полк действовал в районе сброса советского десанта Осташково-Соблаго-Вальдея-Бологое. Затем полк вернулся на свой аэродром под Москвой. Такая активная деятельность части, перебрасываемой с одного фрон­та на другой и обратно, не могла не ска­заться на состоянии материальной части. К 15 мая в 488-м ИАП из имевшихся 18 «Харрикейнов» полностью боеспособны­ми были только два.

Отсутствие запасных частей для «Харрикейнов» приводило к тому, что самолеты подолгу простаивали на земле. Острее всего чувствовался дефицит лопа­стей винта, которые постоянно ломались при частых капотажах. Ситуация обо­стрилась настолько, что на одном из мос­ковских заводов наладили выпуск столь необходимой детали.

В конце октября 1942 года для усиле­ния 106-й ИАД ПВО выделили несколь­ко полков, в числе которых оказались 67-й и 488-й ИАП, снятые с дежурства в Москве. «Харрикейны» этих двух полков патрулировали воздушное пространство над железными дорогами в тылах Севе­ро-Западного и Калининского фронтов.

Зимой 1942 года в составе Калининс­кого фронта в контрнаступлении под Москвой участвовали 1-й ГвИАП, 157-й, 197-й и 195-й ИАПы, летавшие на «Харрикейнах». 1-й ГвИАП находился в под­чинении командующего ВВС Калининс­кого фронта, а остальные полки подчи­нялись на армейском уровне. 191-й и 195-й ИАПы, оснащенные самолетами «Харрикейн Mk IIB», уже в конце января 1942 года прибыли в район Торопца и разме­стились на аэродроме Кудинское Озеро. Первый день на фронте прошел неудач­но. Немецкая разведка засекла прибытие новых авиачастей и их база подверглась налету 24 Ju 88. В виду сильного мороза моторы самолетов не запускались. В воз­дух сумел подняться только И. Грачев, пилот 191-го ИАП. Однако попытки оди­ночного истребителя повлиять на круп­ный авиаотряд противника закончились безрезультатно. Оба полка понесли по­тери на земле. Вскоре 195-й ИАП пере­бросили на другой участок фронта, а 191-й ИАП в феврале 1942 года действовал в треугольнике Андреаполь - Великие Луки - Нелидово. В полку собственными силами машины оснастили направляю­щими для PC, Пилот В. Запевский пер­вым в полку с помощью ракет сбил раз­ведывательный Ju 88. В конце февраля 191-й ИАП отправился в Москву, где са­молеты полка получили 20-мм пушки ШВАК. В середине мая полк направили на Юго-Западный фронт.

Дольше всего на Калининском фрон­те действовал 1-й ГвИАП. В марте 1942 года пилоты полка совершили 451 бое­вой вылет, провели 12 воздушных боев и сбили 4 немецких самолета. К началу ап­реля в полку оставалось 13 «Харрикейнов». Только за первые дни апреля пило­ты 1-го ГвИАП провели 15 воздушных боев, сбив 20 самолетов противника. В том числе гвардейцы капитана Н.И. Петрова сбили Ju 52 с 20 офицерами на борту. На Калининском фронте должен был действовать 814-й ИАП, получивший «Харрикейны» в мае 1942 года. Полк был укомплектован молодыми пилотами, по­этому потерял боеспособность в резуль­тате аварий еще в ходе учебных полетов. До боевых вылетов дело так и не дошло.

Весной 1942 года на Западный фронт прибыл 179-й ИАП, оснащенный «Харрикейнами». Полк входил в состав 49-й армии. Машины в этом полку еще не были перевооружены, но их уже оснас­тили направляющими для реактивных снарядов. Позднее полк вошел в состав 204-й БАД и зимой 1942/43 г.г. сопровож­дал на задания бомбардировщики Пе-2.

В мае 1942 года в Иванове закончил подготовку 438-й ИАП, который отпра­вили на Воронежский фронт, где вклю­чили в состав 205-й ИАД Ю. Савицкого. На фронте полк занимался в основном сопровождением штурмовиков. Первый бой прошел для полка удачно. В ходе налета на аэродром Россошь штурмови­ки Ил-2 под прикрытием «Харрикейнов» уничтожили на земле 17 немецких само­летов, а истребители добавили к этому числу еще четыре Bf 109. Случались и неудачные вылеты. Так, в ходе одного из следующих боев полк потерял три маши­ны. Причиной неудач была пассивная тактика истребителей. Столкнувшись с превосходящего численно противником, советские пилоты начинали «крутить ка­русель», стараясь уйти на свою террито­рию. Назревала необходимость разрабо­тать новую, наступательную тактику.

438-й полк действовал на фронте по­чти до конца 1942 года. К этому времени полк оказался на аэродроме Бутурлинка и располагал всего четырьмя машинами и семью пилотами. В начале 1943 года полк отвели в тыл на переформирование. Под Воронежем главным противником 438-го полка были итальянские истреби­тели Macchi MC200 «Saeta» (по другим данным, венгерские Re. 2000). Пилоты «Харрикейнов» отмечали, что у самоле­тов противника лучше маневренность.

Летом 1942 года разразился кризис на Сталинградском направлении. В этот район быстро перебросили 235-ю ИАД подполковника И.Д. Подгорного в соста­ве 46-го, 191-го и 436-го ИАП. Позднее в состав дивизию включили и 180-й ИАП. Каждый полк располагал по 22-24 «Харрикейна», причем большинство из них были пушечные Mk IIС. Боеготовность дивизия обрела к началу июля.

В первые дни июля «Харрикейны» сбили 29 немецких самолетов, из которых 20 записали на свой счет пилоты 436-й ИАП. Хорошо показал себя старший по­литрук Ц.М. Ибатулин, который 1 июля с шестью ведомыми принял бой с 18 Bf 109, прикрывая сухопутные войска. По­литрук лично сбил два немецких самоле­та. С его «Харрикейна» сорвало капот двигателя, но Ибатулин продолжил бой. Подчиненные политрука сбили еще пять истребителей. На следующий день те же пилоты сбили два бомбардировщика и два истребителя. Над Новым Осколом шесть «Харрикейнов» из 191-го ИАП ата­ковали 18 Ju 88, шедших в сопровожде­нии шестерки Bf 109. «Харрикейны» вы­пустили по противнику ракеты с дистанции 800 м, но расстояние оказалось слиш­ком большим, и ракеты взорвались дале­ко от целей. Однако они произвели пси­хологический эффект. Бомбардировщи­ки рассыпали строй и начали уходить по одному. Тут же начался бой с немецкими истребителями. Были сбиты два мессера. В. Лойко гнал своего противника с вы­соты 2000 м, пока тот не врезался в зем­лю. Сам Лойко лишь в последний момент сумел выйти из пике. На земле выясни­лось, что радиатор его «Харрикейна» за­бит листьями и ветками, а обшивка кры­льев сильно деформирована.

В течение месяца дивизия потеряла 17 «Харрикейнов», тогда как потери люфт­ваффе составили 40 машин. Дивизия дей­ствовала очень активно. К концу авгус­та в полках осталось по четыре-пять бо­еспособных машин. Оставшиеся истреби­тели собрали в составе 436-го ИАП май­ора А.Б. Панова, а вскоре полк перевооружили истребителями Р-40.

На Северо-Западном фронте весной и летом 1942 года успешно действовал 485-й ИАП майора Г.В. Зимина. В конце марта 1942 года 18 «Харрикейнов» 485-го ИАП прибыло на аэродром Выползово, расположенный к востоку от Демян­ского котла. Здесь, под Демянском, час­ти Северо-Западного фронта окружили немецкую 16-ю армию (около 100000 сол­дат). Однако основные события весны-лета 1942 года развивались на юге, и Се­веро-Западный фронт стабилизировался почти на год.

Немцы сумели лишь организовать узкий коридор, соединявший окружен­ную группировку с основными силами. До середины апреля к югу от Старой Рус­сы шли напряженные бои, в которых уча­ствовал 485-й ИАП. «Харрикейны» со­провождали штурмовики, атакующие наземные цели, и сами проводили штур­мовку. Например, 14 апреля самолеты полка успешно атаковали немецкую ко­лонну на шоссе Уполье-Василевщина. 18 апреля шесть «Харрикейнов» сопровож­дало отряд Ил-2, атаковавших район кон­центрации сухопутных войск противни­ка. Штурмовиков перехватили 12 «мес­серов». Два «Харрикейна» продолжили сопровождение, а остальные советские истребители связали противника боем.

Тогда гитлеровцы также разделились. Десять продолжили бой, а два попыта­лись прорваться к штурмовикам. Но пре­дотвратить налет немцам не удалось. Все штурмовики успешно отработали цели, а на земле остались гореть обломки че­тырех Bf 109. Потери советской стороны составили три «Харрикейна». Старший сержант Г.И. Горб был сбит и погиб, а две другие машины совершили вынуж­денную посадку, но вскоре были отре­монтированы. 20 апреля шесть «Харри­кейнов» во главе с Лазаревым снова вы­летело сопровождать штурмовики. Груп­пу снова атаковало 12 Bf 109. Нашим ис­требителям удалось сбить три мессера, потеряв при этом лейтенанта Б. Макаро­ва и старшего сержанта И. Исаева.

21 апреля в районе Рамушево немцам удалось пробить коридор. 3 мая войска Северо-западного фронта начали наступ­ление с целью ликвидировать этот про­рыв. Несмотря на все усилия, ликвиди­ровать коридор не удалось. Однако снаб­жение окруженных войск все же в основ­ном шло не узким, простреливаемым на­сквозь коридором, а по воздуху. Здесь пилотам 485-го ИАП удалось сбить мно­жество транспортных самолетов Ju 52. 29 мая звено «Харрикейнов» заметило око­ло 20 Ju 52. Советским летчикам удалось сбить три самолета и повредить еще шесть. На следующий день другое звено атаковало десять Ju 52, шедших в сопро­вождении четырех Bf 109. Удалось сбить два Bf 109 и один Ju 52.

Но чаще всего приходилось бороть­ся не с транспортными самолетами, а с численно превосходящими истребителя­ми противника. 21 мая три «Харрикей­на», патрулировавшие линию фронта, были перехвачены девяткой «мессеров». Бой шел на малой высоте почти 40 ми­нут. Все три «Харрикейна» благополуч­но вернулись на свой аэродром, чего не смогли сделать шесть немецких Bf 109.

Всего в мае 1942 года пилоты полка сби­ли 56 немецких самолетов, причем три­надцать из них с помощью ракет. Для сравнения, сражавшийся рядом 161-й ИАП одержал похожее число побед - 54 -в период с января по ноябрь 1942 года!

В июне пилоты 485-го ИАП провели еще один памятный бой, о котором по­зднее даже писали в газетах. 17 июля семь «Харрикейнов» атаковало группу из 12 Ju 87, сопровождаемых четырьмя Bf 109. Вскоре в бой вошло еще 11 Bf 109. В ходе 45-минутного боя советским пилотам удалось сбить семь Ju 87 и четыре Bf 109, а также повредить еще три Ju 87 и Bf 109. Немцам удалось только повредить маши­ну лейтенанта Безверхнего, который, впрочем, сумел посадить самолет. Ос­тальные «Харрикейны» вернулись на базу на последних каплях горючего.

Спустя двух месяцев боев в полку ос­тавалось 16 боеспособных «Харрикей­нов», что во многом объяснялось само­отверженной работой техников. Три ма­шины, принадлежавшие другим частям, совершили вынужденную посадку в зоне действия полка, были доставлены на аэродром и возвращены в строй.

В июле полк получил восемь Як-1. Часть продолжала боевые вылеты, од­новременно осваивая новые истребите­ли. В смешанном виде полк действовал до начала 1943 года, когда целиком пе­решел на Яки.

Кроме 485-го ИАП на Северо-Западном фронте весной 1942 года на «Харрикейнах» летали 9-й ИАП и 21-й ГвИАП. Однако эти части действовали менее эффективно и про­были на фронте не более месяца.

Любопытно складывалась судьба само­летов «Харрикейн Mk IID». В апреле 1943 года Черчилль предложил Сталину 60 та­ких самолетов. С 4 сентября 1943 года и до начала 1944 года Советский Союз получил 46 таких машин. На 1 января 1944 года 37 самолетов находилось в составе 246-го ИАП. В ходе переподготовки, растянув­шейся на семь месяцев (при обычных двух месяцах), случилось 18 аварий, 10 истреби­телей пришлось списать. 30 января 1944 года полк насчитывал 34 «Харрикейна» и был отправлен на фронт. В начали июля прибыл на аэродром Омговичи в райо­не Бобруйска и вошел в состав 215-й НАД (16-я ВА). На практике полк не участвовал в боях. В начале августа 246-й ИАП получил приказ перейти на Як-1, к выполнению которого и приступил 17 сентября 1944 года. Все «Харрикейны Mk IID» отправили в ремонт.