Оценка «Харрикейна»

 

На «Харрикейнах» летали многие со­ветские асы. 31 мая 1942 года пилот 4-го ИАП Амет-Хан Султан, израсходовав боекомплект, таранил под Ярославлем разведывательный Ju 88. В июне на Се­веро-Западном фронте были сбиты еще два «мессера» и один «лапотник». На «Харрикейнах» в составе 180-го ИАП летал Герой Советского Союза С.Ф. Долгушин, который сбил на «Харрикейне» пять немецких самолетов.

По пять-семь побед на боевом счету имели многие пилоты 4-го ИАП. На бое­вом счету пилота Степаненко было семь побед, причем все разы сбивал истреби­тели.

С апреля по июнь 1942 года лейтенант Ю. Бахаров из 48-го ИАП одержал семь индивидуальных и пять групповых по­бед. За этот же срок старшина В. Тараненко сбил пять самолетов противника лично и три в группе.

Но больше всего побед одержали мо­ряки. Так, по данным из разных источ­ников командир 2-го САП Северного флота Борис Сафонов одержал 11 или 12 побед. Асы Северного фронта старший лейтенант П. Згибнев и капитан В. Адонкин имели по 15 побед. На самолетах асов 3-го ГвИАП было по 25 звездочек и боль­ше, но эти победы летчики одержали еще до того, как пересели на английские ис­требители.

Хорошие слова из советских уст о «Харрикейне» звучали редко. Упоминав­шийся выше Долгушин писал:

«Харрикейн» - отвратительная маши­на. Низкая скорость, тяжелый... На «Хар­рикейне» я сбил четыре или пять самоле­тов, но для этих побед требовались спе­циальные условия. Сопровождали девят­ку «Бостонов», шли в облаках. То выныр­нем, то опять нырнем. В очередной раз вынырнули - прямо передо мной «Мессершмитт». Не оставалось ничего друго­го как нажать на спуск. Немец взорвался в воздухе. При похожих условиях сбил и второго».

Разумеется, большой популярностью «Харрикейн» пользоваться не мог. Осо­бенно требователен самолет был к соблю­дению правил эксплуатации, резко теряя в летных характеристиках при их нару­шении. Двигатель самолета был рассчи­тан под хороший бензин с октановым числом 100. На практике «Харрикейны» часто заправляли низкокачественным бензином Б-70 или Б-78, в лучшем случае смесью Б-100 и Б-70. Масло также ис­пользовалось не лучшего качества. В ре­зультате двигатель недобирал мощность и не отличался высокой надежностью.

Недостаточно полно использовались и возможности самолета, применительно к Восточному фронту. Если пилот пол­ностью раскрывал все достоинства и не­достатки «Харрикейна», то его мнение приближалось к мнению майора Г.В. Зи­мина из 485-го ИАП:

«Харрикейн» отличается маломощ­ным двигателем. Поэтому для него важ­но держать плотный строй и открывать огонь с дистанции в несколько десятков метров или даже в несколько метров. Интервал между звеньями не должен пре­вышать 400-500 м, чтобы звенья могли приходить друг к другу на помощь. Ин­тервал между парами внутри звена не более 100 м. Интервал между истребителями и сопровождаемыми штурмовика­ми или бомбардировщиками 100-150 м. Открывать огонь по противнику следо­вало с дистанции не более 70-80 м в виду слабого вооружения. Вертикальный ма­невр для «Харрикейна» противопоказан. Бой можно вести только на горизонталь­ных виражах».

Полк более месяца готовился к боям. Результаты тщательной подготовки дали о себе знать на фронте.

В конце следовало отметить, что зи­мой 1941/42 г.г. большинство заводов эвакуировалось за Урал. Выпуск самоле­тов упал до минимума. В этот момент начали поступать американские и анг­лийские самолеты, что было очень кста­ти. В 1942 году был налажен выпуск со­ветских истребителей, которые превосхо­дили «Харрикейны» по боевым возмож­ностям.