Португалия

 

Португалия получила «Харрикейны» в 1943 году в рамках договора о помощи, подписанным с Англией. Договор пре­дусматривал использование территории Португалии союзниками в обмен на по­ставку вооружений, главным образом самолетов. Обе стороны договорились о передаче 150 самолетов, что позволяло сформировать восемь эскадрилий анг­лийского образца. Большинство из них -шесть - предполагалось оснастить само­летами «Харрикейн Mk II». Первые са­молеты прибыли в Португалию в авгус­те 1943 года. Хотя самолет уже считался устаревшим, англичане не спешили с вы­полнением своих обязательств. После­дние партии самолетов прибыли в Пор­тугалию уже после войны.

Первые шесть «Харрикейнов» при­землились на базе Ота 18 августа 1943 года. Все шесть принадлежали модифи­кации Mk ПС. Самолеты направили в учебную часть, дислоцированную на авиабазе № 2. К началу 1944 года порту­гальское командование уже имело доста­точно машин, чтобы сформировать две 15-самолетные эскадрильи. Первая из них эскадрилья VX капитана Мачадо де Барроса была сформирована в Ота уже 22 сентября. В эскадрилью поступили само­леты третьей партии.

В начале 1944 года на базе Ота сфор­мировали еще две эскадрильи: SU капи­тана Жара де Карбальо и TY капитана Родригесач Коста. Эскадрилья SU лета­ла на Mk IIС, a TY - на Mk IIВ. Три эскадрильи какое-то время дислоцирова­лись на авиабазе № 3 в Таке. Вскоре эс­кадрильи SU и TY объединили в составе авиагруппы, тогда как эскадрилья VX действовала самостоятельно.

В апреле 1944 года сформировали эс­кадрилью RV, оснащенную истребителя­ми Mk IIB и возглавляемую лейтенантом Соарешом де Моурой. Эта эскадрилья также была отдельной, сначала действо­вала в Синтре, а с мая в Эспиньо. Новая эскадрилья отличалась желтым коком винта и полосой на хвосте, что отличало ее от старых эскадрилий, где применя­лись другие цвета: VX - зеленый, SU -белый, TY - красный.

Следующую эскадрилью удалось сформировать лишь в середине 1945 года, вместе с получением из Англии после­дней партии истребителей. В состав этой эскадрильи входило 50 машин, из них 40 перегнали по воздуху.

Некоторые машины поступили в со­став двух последних сформированных эскадрилий. Первая GL капитана Фрутуозо появилась вскоре после окончания военных действий в Европе, а вторая МР лейтенанта Аусельмо Рибейро была сформирована уже в 1946 году. Эскадри­лья GL отличалась по синим цветным элементам, а эскадрилья МР уже отдель­ного цвета не имела, поэтому несла зеле­ный кок и полосу с белой спиралью. Одна эскадрилья была боевой, а другая учеб­ной, приписанной к авиабазе № 1 в Син­тре. Обе эскадрильи получили самолеты Mk ПС, а несколько последних Mk I1B передали в другие эскадрильи с целью пополнить их парк.

«Харрикейны» оставались на воору­жении португальских ВВС до конца 1952 года! Они не сыграли какой-либо роли им во 2-й Мировой войне, ни в каких бы то ни было послевоенных конфликтах. С помощью «Харрикейнов» португальцы сумели подготовить нужное число летчи­ков, что очень помогло при создании соб­ственных военно-воздушных сил.