Румыния

 

Уже в ноябре 1938 года английское правительство согласилось продать Ру­мынии истребители «Харрикейн». Окон­чательный договор подписали в апреле 1939 года. Англия давала военную гаран­тию Польше и Румынии. В результате Румыния получила выгодные предложе­ния, в том числе контракт № 7368, пре­дусматривающий поставку 50 «Харрикейнов» из которых 12 можно было дос­тавить незамедлительно. Самолеты под­готовили к отправке в августе 1939 года, погрузили на три транспорта и выслали в Румынию. Первый транспорт покинул Англию 28 августа, имея на борту две машины. Следующие шесть самолетов вывезли 2 сентября, а последние четыре - 4 сентября. Все три транспорта достигли Констанцы, причем первый пришел в последних числах сентября. Английские специалисты собрали и облетали обе ма­шины, после чего их приняли на воору­жение Королевских румынских ВВС.

Все самолеты включили в состав 53-й эскадрильи 5-й группы, которая весной прошла курс переподготовки. В ходе учебных полетов погиб командир эскад­рильи капитан Драганеску. Есть данные о том, что эскадрилья приступила к бое­вым вылетам в мае 1940 года, когда рез­ко обострились советско-румынские от­ношения, закончившиеся воссоединени­ем Молдавии с Бессарабией и Буковиной.

5 мая состоялся бой И-16 из 67-го ИАП с румынскими «Харрикейнами», закончив­шийся потерей одного «Харрикейна».

Оба потерянных самолета удалось заменить машинами, захваченными в Югославии. После войны на Балканах хорватское правительство получило в на­следство несколько «Харрикейнов». Три из них продали Румынии в мае 1941 года. В сентябре того же года Румыния купила в Хорватии еще три истребителя, предназна­ченных для разборки на запчасти.

В июне 1941 года эскадрилья приня­ла участие в нападении на Советский Союз и до конца года заявила 35 побед, потеряв только два истребителя. Первую победу румыны одержали 23 июня, отра­жая налет на Констанцу. Пилот Агаричи, действуя на не вполне исправном «Харрикейне», заявил три сбитых ДБ-3, из которых один по его словам упал в море. Вероятнее всего пилоту удалось сбить два СБ-2. Лучше всего среди пило­тов 53 EV показал себя Радулеску, кото­рый заявил семь подтвержденных и че­тыре вероятные победы.

Потери румын были не очень боль­шими - всего два истребителя. Один из них был сбит пилотами 69-го ИАП в рай­оне Одессы 12 сентября 1941 года.

Летняя кампания была кульминаци­ей в карьере румынских «Харрикейнов». Самолеты оставались на первой линии до середины 1942 года, но отсутствие запас­ных частей и связанная с этим аварий­ность заставили отвести оставшиеся маши­ны в тыл и использовать их в учебных це­лях. Вместо «Харрикейнов» 53-я эскадри­лья получила самолеты IAR 80. «Харрикейны» продолжали летать до начала 1943 года, когда их всех направили на капиталь­ный ремонт, из которого вернулись дале­ко не все машины. Последний «Харрикейн» отправили на слом осенью 1944 года.