Югославия

 

Югославия была первым государ­ством, не входившим в состав Содруже­ства, получившая контракт на истреби­тели «Харрикейн». В начале 1938 года Югославия заключила с фирмой «Хоукер» договор на поставку 12 истребите­лей. Первые две машины прибыли лишь 15 декабря 1938 года. Самолеты не несли вооружения. В Югославию их перегнали через воздушный коридор над Франци­ей и Италией.

Следующая партия из десяти «Харри­кейнов» прибыла в апреле 1939 года. Все югославские машины имели крылья с матерчатой обшивкой и деревянный двухлопастный пропеллер.

Еще в 1939 году Югославия заключи­ла новый контракт на поставку еще 12 истребителей, и, кроме того, приобрела лицензию на самостоятельный выпуск самолетов. Вторая партия и лицензия касались уже машин с двигателем «Мер­лин III» с трехлопастным винтом и цель­нометаллическими крыльями. Это были последние машины, выпущенные «Хоукером» в рамках контракта №751458/38. Все самолеты доставили в Югославию в марте 1940 года. Машины несли англий­ский камуфляж и не имели югославских опознавательных знаков.

Лицензия предусматривала выпуск 100 самолетов, из которых 60 планиро­валось собрать в Змае, а 40 в Рогозарске. Планы удалось реализовать лишь на чет­верть. К апрелю 1941 года в Змае пост­роили 24 самолета, а в Рогозарске ни од­ного. Все имевшиеся в распоряжении «Харрикейны» были собраны в составе 52-й и 33-й групп. По состоянию на 6 ап­реля 42-я группа располагала 15 «Харрикейнами» (163-я и 164-я эскадрилья во­семь и семь самолетов, соответственно), а 33-я группа - 13 «Харрикейнами» (семь в 105-й эскадрилье и шесть в 106-й эскад­рилье). Еще три «Харрикейна» находи­лись в составе отдельной истребительной эскадрильи в Мостаре, а пять-шесть ма­шин поступили на фронт 7-8 апреля для пополнения потерь.

Югославские «Харрикейны» мало повлияли на ход Балканской кампании. С одной стороны их было слишком мало, а с другой стороны они уже уступали не­мецким машинам. Невысоким был и уро­вень подготовки югославских пилотов.

В ходе апрельских боев четыре «Хар­рикейна» были сбиты, а пять потеряны в результате аварий. Остальные были уничтожены на земле в результате немец­ких налетов, брошены при отступлении или уничтожены самими югославами. Два истребителя ушли в Грецию, где сле­ды их теряются. Всего в Югославии ос­талось десять машин, из которых шесть продали Румынии в 1941 году. Югослав­ские пилоты заявили четыре победы, воз­можно были еще какие-то победы, о ко­торых не сохранилось документальных свидетельств.

В конце войны осенью 1944 года юго­славы снова сели на «Харрикейны», на этот раз Mk IV, в составе 351-й эскадрильи Ко­ролевских ВВС. Несмотря на то, что маши­ны несли югославские опознавательные знаки, это была английская часть.