Польша

 

Поляки заказали «Харрикейны» в Англии весной 1939 года. Английское правительство в это время выделило крупный кредит для Польши, на который в Англии были закуплены самолеты. Выбор поляками «Харрикейна» объяс­нялся просто. Это был единственный тип английского истребителя, который Анг­лия могла продать в числе больше не­скольких экземпляров. 24 июля был го­тов к отправке в Польшу первый «Хар­рикейн». Это был самолет с матерчатой обшивкой крыла и двухлопастным вин­том. Самолет имел английский камуфляж и польские опознавательные знаки. Экс­плуатационные надписи на самолете так­же были выполнены по-польски.

Машину разобрали, упаковали в кон­тейнеры и отправили в Гдыню. Однако самолет до Польши не дошел. Что с ним случилось - точно не известно. Вероятно, транспорт дошел до Гданьского залива, но в виду неясной политической обста­новки самолет не выгрузили в порту, а отправили назад в Англию. Никаких под­робностей на этот счет не известно.

Начало войны не заставило англичан отказаться от подготовки партии из вось­ми «Харрикейнов» к отправке в Польшу. Самолеты принадлежали серии, прием которой начался 29 сентября, то есть когда Польши уже не было на политической карте мира. Первую партию облетали, упаковали для транспортировки и погру­зили на транспорт. Судно вышло в море, но с половины пути вернулось назад. Остальные польские самолеты облетыва­лись уже как машины без предназначе­ния. До февраля 1940 года самолеты ос­тавались в Англии, после чего их отдали Финляндии. Следует подчеркнуть, что польские самолеты все время между сен­тябрем 1939 года и февралем 1940 года оставались на складе и в состав Королевских ВВС не включались. Поскольку само­леты были оплачены из польских кредитов, теоретически они находились в распоряже­нии польского правительства. Но прави­тельство, расположившееся в этот момент в одном из парижских отелей, находилось в состоянии полной дезорганизации, что­бы вспомнить о десятке истребителей. Об этих машинах просто забыли.

Все польские «Харрикейны» соответ­ствовали стандарту № 751458/38, то есть имели крылья с матерчатой обшивкой, но оснащались моторами «Мерлин III» и трехлопастным винтом. Первые четыре самолета партии получили польские опознавательные знаки, по крайней мере, они были на верхней стороне крыла. Нижняя сторона крыла имела черно-бе­лый камуфляж, а на таком камуфляже англичане опознавательных знаков не наносили. Польские «Харрикейны» не несли английских серийных номеров. Известны снимки финских самолетов, на которых отчетливо видно, что никаких английских обозначений на польских «Харрикейнах» не было. Это хорошо со­гласуется с тем фактом, что подобные обозначения отсутствовали и на югослав­ских машинах. Некоторые польские ав­торы утверждают, что на самолеты нано­сились эксплуатационные надписи на польском языке, но этот факт представ­ляется маловероятным.