Заморские владения и территории английского мандата

 

Англия экспортировала «Харрикейны» и в свои колонии - Канаду и Север­ную Африку. В Африку первые три ис­требителя прибыли уже зимой 1938/39 г.г. Следующая партия из четырех машин прибыла в апреле 1940 года.

Все семь самолетов передали в 1-ю южноафриканскую эскадрилью. Пилоты получили возможность освоить новые машины до начала войны.

Канадцы заказали «Харрикейны» в 1938 году. Уже летом 1938 года все воп­росы, касавшиеся поставок, были реше­ны. Первые машины отправились в Аме­рику уже в октябре 1938 года. Первая партия насчитывала четыре машины. Следующая партия из 12 самолетов при­была в два приема в феврале и марте 1939 года. В июне 1939 года в Канаду прибы­ли еще три самолета. Все 20 машин со­брали в Ванкувере.

Тем временем появилась договорен­ность о начале серийного выпуска истре­бителя в Канаде. Канада не была напря­мую заинтересована в выпуске истреби­телей, так как не имела значительных военно-воздушных сил. Преследовался прежде всего коммерческий и политичес­кий интерес. С началом войны выясни­лось, что идея развернуть выпуск «Харрикейнов» в Канаде была очень ценной. В Канаде шла массовая подготовка пи­лотов для стран Содружества. Для этой программы требовалось большое коли­чество машин. Поэтому «Харрикейн» использовался в Канаде в качестве основ­ного учебного самолета.

Кроме того, в марте 1939 года в Ка­наду выслали еще один самолет, который стал прототипом для серийных машин, выпускавшихся позднее фирмой «Канадиен Кар & Фаундри Ко, лтд.». К сборке первых лицензионных «Харрикейнов» приступили весной 1940 года. Первая партия из 40 штук тут же морем отправи­лась в Англию. Первые 20 самолетов при­были в Европу еще в августе 1940 года. Среди них оказался и прототип, возвра­щенный на родину. С началом боевых действий на Атлантическом океане вы­пуск самолетов в Канаде упал, так как целиком зависел от поставок из Англии. Лишь когда необходимое сырье нашли на месте, выпуск снова набрал размах. В какой-то момент возник острый дефицит моторов. Тогда моторы сняли со старых «Баттлов» и поставили на новые «Хар­рикейны».

Выпуск продолжился под новым обо­значением, чтобы отличить канадские машины от английских. Канадцы внедри­ли цельнометаллическое крыло, причем обшивка на канадских машинах была лучшего качества. В дальнейшем основ­ное отличие канадских истребителей зак­лючалось в использовании американско­го двигателя и технологии изготовления некоторых узлов.

Первые 160 «Харрикейнов» были со­браны в Канаде в рамках пяти производственных серий. Следом поступил кон­тракт на 489 следующих машин, получив­ших обозначение Мк X. Фактически это были английские Mk I, у которых вместо двигателя «Мерлин III» стояли лицензи­онные Паккард «Мерлин 28». Далее пос­ледовала серия из 150 самолетов «Харри­кейн Mk XI», соответствовавших англий­ским Mk IIB или С. 248 Mk XII несли уже 12 пулеметов и оснащались мотором «Мерлин 29». Затем последовала серия из 150 самолетов Mk ХIIа. Часть машин от­правлялась в Англию в неоконченном состоянии. На самолетах отсутствовало вооружение, приборы и двигатель, кото­рые устанавливались уже в Европе. В 1942 году благодаря помощи американ­цев, наладивших выпуск двигателей, Ка­нада получила заказ на 700 самолетов. Всего до июня 1943 года в Канаде пост­роили 1451 истребитель «Харрикейн» разных модификаций.

Большинство канадских «Харрикей­нов» сначала поступало в учебные час­ти, а оттуда их переправляли в Россию и Бирму. Некоторое число самолетов по­лучила Индия. Несколько Mk XIIa переделали в палубный истребитель и оста­вили в Канаде в ожидании развертыва­ния канадского океанского флота. В Ка­наде также сформировали 11 эскадрилий, в задачу которых входило патрулирова­ние прибрежных вод. Две из этих эскад­рилий позднее отправили в Англию.

Другими покупателями «Харрикейнов» были Иран и Египет. Англия в кон­це 30-х годов постепенно теряла свои по­зиции в колониях и была вынуждена удовлетворять некоторые требования местных правительств. Поставка новей­ших истребителей в Иран и Египет была именно таким вынужденным шагом. До сих пор Англия надежно контролирова­ла эти страны с помощью нескольких ста­рых бипланов, с которых расстрелива­лись взбунтовавшиеся племена. Переда­вая в руки арабов новейшую технику, англичане очень рисковали. Чтобы свес­ти риск к минимуму, количество истре­бителей исчисляли штуками.

Иран, ибо так официально называ­лась Персия с 1938 года, потребовал «Харрикейны» в 1938 году. Перед нача­лом войны отношения между Англией и Ираном испортились настолько, что воз­никла реальная угроза присоединения 11рана к Оси. Англичане пошли на уступ­ки. В числе прочего было разрешено про­дать в Иран десять «Харрикейнов». Эту уступку англичане всячески выставляли в выгодном свете, сообщая о выгодных условиях и сжатых сроках. В итоге пред­ложение англичан оказалось для Ирана выгоднее, чем предложение Германии. Первый «Харрикейн» доставили в Иран летом 1939 года, это событие было пред­ставлено как жест доброй воли со сторо­ны Англии. В сентябре началась война, и Англия воспользовалась этим предло­гом, задержав дальнейшие поставки. А в 1941 году английские и советские войска оккупировали Иран, выведя это государ­ство из политической игры.

В 1944 году англичане все же переда­ли Ирану десять «Харрикейнов». После войны была реализована и оставшаяся часть довоенных соглашений, в рамках которых Ирану досталось еще восемь машин. Всего за восемь лет Иран полу­чил 19 «Харрикейнов», в том числе 16 Mk ПС (trop). Если «Харрикейны» начали устаревать еще перед началом войны, то в 1946 году они годились разве что для подготовки молодых пилотов. Так их и использовали в Иране. В 1947 году Иран получил 20-й «Харрикейн». Все имевши­еся самолеты этого типа были собраны на базе Дошам-Теппех. Два самолета были оборудованы второй кабиной, при­чем у одного вторая кабина закрывалась каплевидным фонарем, а у второго была открытой.

Египет получил первые «Харрикейны» лишь в 1943 году. Сформированные в 1939 году ВВС Египта насчитывали три эскад­рильи, оснащенные самолетами «Лисандер» и «Гладиатор». Оперативное руковод­ство частями осуществляли англичане.

«Харрикейны» вошли в состав 17-й эскадрильи. В конце 1942 года Египет получил четыре «Харрикейна Mk ПС (trop)». В апреле в эскадрилье появился пятый самолет, а после разгрома немец­ко-итальянских войск в Северной Афри­ке Египту досталось сразу 20 машин. Их использовали для подготовки пилотов, а после войны распределили по разным частям или отправили на слом. Четыре последних «Харрикейна» оставались в строю до начала войны с Израилем в 1947 году. Египтяне использовали их для про­ведения метеоразведки.