Jasta

 

Истребительные авиационные под­разделения, известные как Jagdstaffeln, появились летом 1916г. «Мозговым цен­тром» формирования этих подразделе­ний стал Освальд Бельке, удачливый лет­чик «Эйндеккера», сбивший к началу лета 1916 г. 19 самолетов противника. После отпуска Бельке вернулся на фронт с идей собрать истребители в единый ку­лак, который можно было бы использо­вать как для наступления, так и для обо­роны. С благословления командующего авиацией (Chef des Feldflugwesens) пол­ковника Германа фон дер Лиз-Томсена Бельке сформировал 10 августа 1916 г. первый Jagdstaffeln.

К моменту воплощения в жизнь идеи Бельке самолеты «Эйндеккер» доживали на фронте последние дни. Эти самолеты уже не могли конкурировать с британс­кими и французскими бипланами. Време­на, когда летчики «Эйндеккеров» сеяли ( страх и ужас среди пилотов самолетов союзников безвозвратно миновали. В воздушной войне наступила эра бипла­нов. Ответом на вызов, брошенный анг­лийскими и французскими авиационны­ми конструкторами, стали германские одноместные самолеты-бипланы, спроек­тированные на заводах Галберштадт, Фоккер, LFG Роланд и Альбатрос.

Лучшим считался «Альбатрос D I», но в боях принимали участие также са­молеты Галберштадт D II и D III, Фок­кер D различных моделей и LFG Роланд D II. Литера «D» означает Doppledecker - два крыла, то есть биплан. На самоле­тах Фоккер D II и D III стояли ротативные двигателя воздушного охлаждения, остальные истребители оснащались мо­торами с рядным расположением цилин­дров. Использование двигателей жидко­стного охлаждения позволяло конструк­торам снизить лобовое сопротивление самолетов. «Альбатрос» являлся исклю­чительно чистым в смысле аэродинами­ки самолетом: плавные обводы фюзеля­жа нарушали лишь выступающие между винтом и кабиной радиаторы.

Истребители D I и D II не обладали маневренностью французского истреби­теля Ньюпорт «Скаут» или британского Эйрко DH-2, зато превосходство «Аль­батросов» в скорости и скороподъемно­сти позволяло немецким летчикам навя­зывать соперникам условия поединка, его время и место. При необходимости пи­лоты «Альбатросов» всегда могли вый­ти из боя. Первые «Альбатросы» имели плоские борта фюзеляжа, но летом 1917 г. появился D V, имевший фюзеляж круг­лого сечения.

Первые появившиеся на фронте «Аль­батросы» состояли на вооружении Kampfstaffeln (Kastas), которые входили в состав Kampfgeschwaderen (KG). Перед Kampfstaffeln стояла задача сопровожде­ния многоместных самолетов и, изредка, патрулирования воздушного простран­ства. Летчиков для «Альбатросов» отби­рали на добровольной основе из наибо­лее агрессивных пилотов Kampfgeschwaderen. В составе Kampfstaffeln впервые показали зубы многие будущие асы, пусть они в эту поры сбили очень незначительное коли­чество самолетов противника, зато при­обрели необходимый опыт и уверенность в своих силах.

Самолеты из Kampfstaffeln часто несли на фюзеляжах индивидуальные эмблемы летчиков, что позволяло быстро идентифи­цировать пилота в воздухе. Окраску машин можно считать рудиментарным камуфля­жем, опознавательные знаки - черные «же­лезные» кресты на белом фоне - наносились в обязательном порядке.

Первые несколько Jagdstaffeln (Jastas) были сформированы в августе и сентяб­ре 1916 г., в октябре и ноябре сформиро­вали еще 12 Jastas. На вооружение посту­пали самолеты «Альбатрос», Галберш­тадт D и Фоккер D. Поначалу в каждом подразделении имелись истребители не­скольких типов, но к концу года стандар­тным истребителем в Jagdstaffeln стал «Альбатрос». Также к концу 1916 г. с фронта отозвали истребители Фоккер D I, причиной послужила гибель несколь­ких летчиков из-за разрушения в полете самолетов данного типа.

В первые годы войны среди немецких летчиков-истребителей почти не было пилотов, начинавших службу сразу на одноместных машинах. Почти все они пришли из подразделений, имевших на вооружении двухместные самолеты. В этом нет ничего странного - поначалу все авиационные подразделения германской авиации были оснащены многоместными машинами. Инерция мышления породи­ла практику направления в Jagdstaffeln летчиков, имевших опыт полетов на мно­гоместных самолетах. Данная практика имела ряд преимуществ, в частности бу­дущие летчики-истребители на собствен­ной шкуре в боях проверяли возможнос­ти двухместных машин, что в дальней­шем облегчало борьбу с ними. В отличие от британских летчиков-истребителей, которых готовили только на одномест­ных самолетах, у немецких пилотов шан­сов выжить в первых боях было больше -все летчики уже имели какой-никакой боевой опыт.

Каждый Jagdstaffeln был значитель­но меньше британской или французской эскадрильи. Порой в Jagdstaffeln насчи­тывалось всего восемь-девять летчиков и столько же аэропланов. Из-за частых по­ломок двигателей количество пригодных к полетом самолетов часто сокращалось до трех-четырех. Численность Jastas от­ражала оборонительную доктрину не­мецких истребителей, продолжавших действовать в основном над территори­ей, контролируемой своими войсками. Британские и французские истребители предпочитали действовать наступатель­но - за линией фронта.

Тактические приемы боевого приме­нения немецких истребителей были пред­ложены Бельке и рядом других пилотов летом 1916 г. В основу положили дежур­ство на аэродроме. Самолеты взлетали после получения сообщения по телефону от наблюдателей о пересечении линии фронта самолетами союзников. В боль­шинстве случаев Jastas базировались в непосредственной близости от линии фронта, поэтому для перехвата немецким истребителям требовалось всего несколь­ко минут. Способ атаки выбирал коман­дир Jasta в зависимости от обстоятельств, он же возглавлял атаку. Превалирующие на театре военных действий запад­ные ветра облегчали пилотам Jasta ата­ки самолетов союзников.

Первым начинал атаку командир, Staffelfuhrer, ему ассистировали и при­крывали от возможных атак истребите­лей противника другие летчики Jasta. В случае атаки группы самолетов, в бою принимали участие все летчики стаффеля. При атаке одиночного аэроплана, например артиллерийского корректиров­щика, в бою принимал участие только стаффельфюрер. Фюрер вел огонь до упо­ра: самолет противника или падал, или удирал. Остальные летчики наблюдали искусство командира и восхищались им. Если самолет командира получал по­вреждение от огня стрелка, то очередную атаку производил летчик № 2. Если этот пилот также был вынужден выйти из боя -его место занимал очередной пилот соглас­но заранее установленному орднунгу.

Учитывая данные распорядок, не­сложно понять высокую результатив­ность отдельных немецких асов. Очень часто в стаффеле сбитые имели всего один-два летчика, остальные пилоты ос­тавались всего лишь ассистентами-на­блюдателями. Количество боевых выле­тов было у всех одинаковое, но победы дозволялось одерживать только «звез­дам». Без сомнения, эти «звезды» явля­лись искусными воздушными бойцами, но такая практика не позволяла проявить себя звездам потенциальным.

Появление «Альбатросов» в немалой степени способствовало росту результа­тивности асов кайзера. Истребители дан­ного типа воевали на всех фронтах, но особенно много их действовало на Запад­ном фронте в 1917 и 1918 г.г.