Асы

 

Среди немецких летчиков преоблада­ли выходцы из Пруссии, родине больших рыжих тараканов-пруссаков. В то же время, ряд подразделений комплектовал­ся выходцами из других германских зе­мель. Небольшая буква в наименовании стаффеля указывала на преобладающий национальный состав: «s» - саксонцы, «w» - вюртембержцы, «b» - баварцы. Со­всем не обязательно в Jagdstaffeln (s) слу­жили одни саксонцы, но в нем точно не было пруссаков. В «национальных» стаффелях служили летчики, не достойные летать в составе Королевских прусских подразделений. Иногда буковка в наиме­новании стаффеля определялась местом рождения командира. Как бы то ни было, но первые 15 Jagdstaffeln'ей были исклю­чительно прусскими.

Номер Jasta 1 не соответствует заслу­гам личного состава на фоне остальных стаффелей, хотя летчики 1-го стаффеля в начальный период существования под­разделения и показали недурственную результативность. Только девять летчи­ков Jasta 1 за все время его существова­ния сбили более пяти самолетов и стали асами. По меркам союзников асом ста­новился летчик, одержавший не менее пяти побед в воздушных боях, но у нем­цев асом считался пилот с десятью побе­дами. В Jasta 1 летали еще несколько асов, но большинство своих побед они одержали в период службы в других стаффелях.

Первым асом в Jasta 1 стал Курт Уинтгинс, уже получивший известность как удачливый пилот «Эйндеккера». К мо­менту начала службы в 1-м истребитель­ном стаффеле на счету Уинтгинса уже было 13 побед. В сентябре он сбил еще шесть самолетов противника, но 25 сентября сам стал жертвой французского аса из Escadrille № 3 Альфреда Хирто.

Из Уинтгинса предшественники док­тора Геббельса сделали образцово-пока­зательного героя германской нации. Спи­сок орденов, полученных асом впечатля­ет: Pour le Merite (в просторечии «Голу­бой Макс» - высшая награда кайзеровс­кой Германии), орден королевского дома Гогенцоллернов, Баварские военный ор­ден 4-го класса с мечами, саксонский ор­ден Альберта, Рыцарский крест 2-го клас­са с мечами. На момент своей гибели по количеству побед Уинтгинс уступал лишь Освальду Бельке.

Наиболее удачливым летчиком стаф­феля был лейтенант Ганс фон Кюдель, одержавший в период с августа 1916 г. по январь 1917г. 11 побед в воздушных боях.

Войну фон Кюдель начал пилотом бом­бардировщика, затем летал на Фоккерах, Галберштатде D III, «Альбатросе» D II. К моменту начала службы в Jasta 1 на счету летчика уже имелись сбитые. 5 фев­раля 1917 г. фон Кюдель получил назна­чение командиром Jasta 27. В новом стаф­феле ас успел одержать только одну по­беду. «Альбатрос» D III 2017/16 Ганса фон Кюделя был сбит летчиком «Ньюпо-ра-12» из британской 6-й эскадрильи в районе Фламмертиньи.

Фельдфебель Поль Бона все шесть своих побед одержал в составе Jasta 1 в период с декабря 1916г. по май 1917 г. 6 июня 1917 г. над Аллемоном у D III Боны оторвалось крыло после столкновения с самолетом противника. Немецкий летчик погиб. Аэроплан Боны рассыпался в воз­духе, ранив своими обломками несколь­ких немецких летчиков.

Еще одним удачливым пилотом в Jasta 1 стал офицер Вильгельм Кимира. 22 августа 1916 Кимиру, который тогда являлся пилотом бомбардировщика, сбил известный британский ас Альберт Бол. Кимира остался жив, он приложил массу усилий, чтобы стать летчиком-истребителем - видимо захотел вернуть дол­жок англичанам. Летая в составе 1-го стаффеля, Кимира одержал пять побед, в числе которых победы над британским асом из 11-й эскадрильи Джоном Куэстом (27 декабря 1916 г., Куэст перетянул через линию фронта и сел в расположе­нии британских войск), и над команди­ром 60-й эскадрильи майором И.П. Грэвсом (6 марта 1917 г.). Кимира рассчитал­ся с обидчиком почти буквально - Грэвс летал «Ньюпоре-17» с бортовым кодом А213, ранее на этой машине летал Аль­берт Болл. Вильгельм Кимира погиб в бою 9 мая 1917г., возможно он стал жер­твой адъютанта французской 15-й эскад­рильи Люсьена Жэллира (9-я победа Жэллира из 12).

Обер-лейтенант Ганс Куммерц ко­мандовал Jasta I с ноября 1916 г. по сен­тябрь 1917 г., за этот период он сбил шесть самолетов противника. Затем не­которое время Куммерц служил инструк­тором, в ноябре 1917 г. его направили на командную должность на Итальянский фронт. Здесь он одержал еще одну побе­ду. Куммерц погиб в воздушном бою с «Кэмелами» из 5-й британской эскадри­льи 11 января 1918 г.

Пять побед в период с марта по ок­тябрь 1917 г. одержал лейтенант Герберт Шредер. Он, как и многие другие асы, так­же начинал карьеру пилотом двухместно­го самолета. В ноябре 1917г. Шредера пе­ревели в Jasta 17, до ранения, прервавшего его карьеру в мае 1918 г., новых побед в воздушных боях он не одержал.

Всего на боевой счет Jasta I занесено 138 побед, 107 из них считаются подтвер­жденными. Помимо побед, одержанных на Западном фронте, на счету стаффеля десять побед в Италии, где Jasta I дей­ствовал с ноября 1917 г. по начало фев­раля 1918 г.